О перспективах европейского бойкота Лукашенко, «МК» рассказал специалист по международному праву, кандидат юридических наук Марина Силкина.
- ЕС не признает результаты президентских выборов в Белоруссия. Лидеры ЕС единогласно заявили, что Белоруссия должна провести новые выборы. Кроме того, ЕС планирует ввести санкции против значительного числа тех, кто ответственен за насилие и избирательные фальсификации в Белоруссии, а также изучит возможность включения самого Лукашенко в санкционный список. Это кнут.
А вот и пряник: ЕС готов сопровождать мирный переход власти в Беларуси и для выхода из тяжелого политического кризиса выделяет €53 млн на белорусские инициативы.
- Марина Михайловна, грозит ли непризнание легитимности Лукашенко Европой чем-то ему в реальности? Имеет ли право ЕС высказывать своё мнение или диктовать условия в этом вопросе?
- Выборы президента страны - внутреннее дело государства, и никто не вправе вмешиваться или иным образом пытаться влиять на волеизъявление граждан. То, что ЕС не признаёт результаты выборов и победу Лукашенко, это их позиция, так называемый инструмент международного давления. Разумеется, в самой ближайшей перспективе это несомненно ухудшит отношения Белоруссии с Европой, негативно повлияет как на общий международный климат, так и на эскалацию внутригосударственного кризиса в самой Белоруссии. Не исключено, что следующим шагом по отношению к Минску со стороны Европы будут предприняты меры экономического давления.
- Какие конкретно меры?
- Как обычно. Повышение пошлин, ограничение бизнеса, формирование пофамильных списков бизнесменов и членов правительства, попадающих под европейские санкции. То есть то, что собственно, происходило после 2014-го с Россией. Только в отличие от нас Белоруссия долго не продержится. У неё нет на это ресурсов.
- Если ЕС не признали Лукашенко, то с кем они пойдут на переговоры? Будет ли допущено двоевластие в Белоруссии, как, например, в той же Венесуэле?
- Признать президентом Светлану Тихановскую в данный момент невозможно, особенно если учесть, что Европа не имеет на руках результатов президентских выборов и поэтому не может доказательно считать, были те сфальсифицированы или нет. Пойти на контакт с Тихановской или с кем-то из организованного Координационного Совета для европейских политиков возможно только после перевыборов, так как больший интерес представляет именно власть в этой стране и способность на нее влиять, а Лукашенко не удобный для Европы президент. Кого признают? Это, скорее, вопрос на перспективу, кто придёт после и вместо Лукашенко, если все же его сместят. Скорее всего, это может быть лояльный ЕС кандидат, хотя, полагаю, Россия Белоруссию просто так не отпустит, слишком близко наши границы находятся для их ПВО.
- А Лукашенко как-то может ответить, отомстить за такое пренебрежение со стороны ЕС?
- Лукашенко вряд ли изменит свою позицию в ближайшее время. Важно также учитывать, что произойдёт дальше и с Минскими соглашениями, ведь Белоруссия - основной посредник на этих переговорах между Украиной и Донбассом.
- Да, а что может произойти с Минском-2? Белоруссия только представляла свою площадку, она же сама их не подписывала.
- Учитывая, что с момента заключения «Минска» прошло пять с лишним лет и он едва ли реализован, теперь появилась реальная перспектива для заинтересованных сторон переписать его заново.
- Не ждёт ли Лукашенко судьба югославского лидера Слободана Милошевича, как известно, закончившего Гаагой?
- Думаю, что нет. Потому что при Милошевиче были сильные межэтнические столкновения, что и вменяли ему в основную вину, затем последовал ввод войск НАТО и распад Югославии. В Белоруссии я допускаю дальнейшее обострение конфликта, но Россия просто так Лукашенко Европе не отдаст.
Читайте также: Путин и Белоруссия: Кремлю задали сложную задачу