Я сейчас попытаюсь объяснить уникальность того, что сделала эта «простая домохозяйка». Дело в том, что ни одному белорусскому политику — оппозиционному или центристскому, пророссийскому или прозападному, дипломату, интеллектуалу или банкиру, предпринимателю или профсоюзному лидеру — не удалось бы набрать 80% голосов. А примерно столько реально набрала Тихановская. Белоруссия — не политизированная страна. Ее граждане — это отдельные песчинки, а не монолитные силы, симпатизирующие тому или иному политику, той или иной идеологии. Тихановская объединила необъединимое — она объединила людское море, отдельные песчинки в пустыне.
Почему же необъединимое? Потому что никогда 80 процентов не объединились бы вокруг любого (подчеркиваю: любого!) из оппозиционных лидеров. Именно потому, что страна не политизирована, не идеологизирована, за исключением пары простых идей: Белоруссия — хорошая страна, мы — мирные люди и хотим жить самостоятельно. Здесь правит бал идеология здравого смысла в ее самом простом варианте: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Белорусы видели разных политиков, либеральных и центристских, в той или иной степени оппозиционных к режиму. За каждым оппозиционным политиком стояла (и стоит) какая-то сила, какие-то интересы. Каждый «простой» гражданин смотрит на такого политика и думает: вот банкир, за ним капитал, за ним «Газпром», за ним олигархи. Они с властью что-то там не поделили, но я тут при чем?
За бывшим дипломатом стоят чиновники, и обычные люди слушают их с опасением и недоверием. Конечно, понятно, они — умные, дальновидные, они недовольны батьковой пайкой и хотят большего. Но где тут моя семья и мои интересы?
За либералом-предпринимателем стоят интересы частных фирм, бизнеса. Но знаем мы этот бизнес: тут же начнут всех увольнять, сокращать…
За творческим человеком — идеалистом и тоже либералом — стоит… Ничего за ним не стоит. Он просто хороший человек, вроде бы честный и искренний. Но явно не от мира сего. А что такие идеалисты могут натворить, как они будут управлять большой европейской страной? Со своими театрами, фильмами, концертами не могут разобраться, а туда же — хотят руководить государством! Небось даже не знают, откуда в Минске берется питьевая вода и что происходит с канализационными стоками…
У каждого оппозиционера есть свой избиратель — и у либерального предпринимателя, и у банкира, и у творческого работника. Но даже если они смогли бы объединиться и выставить единого кандидата, их избиратели десять раз подумали бы — и в результате не объединились бы.
Потому что белорус, не принадлежащий к лагерю единого кандидата, понимает: у него, оппозиционера, свои интересы. Даже у лучших из оппозиционеров эти интересы не имеют никакого отношения к жизни, а у остальных они просто не совпадают с интересами «обыкновенного, простого» человека. Косвенно, конечно, совпадают — все они обещают все и сразу, но ведь пока это только слова, только обещания, а обещаниям никто уже не верит.
Против любого такого оппозиционера в голове у «простого» белоруса выстраивается железная логика: лучше батькова синица в руке, чем журавль в небе. Тем более что там за журавль в этом небе — никто не видел.
А Тихановская выпала из этой парадигмы интересов, знакомых всем постсоветским людям. Она стала символом другого вида интересов, которые также понятны любому постсоветскому человеку. Она — домохозяйка, и у нее муж в тюрьме, и он — не бизнесмен, не политик; он — блогер. И арестован несправедливо — только за то, что хотел перемен. И лично у Тихановской — никаких интересов, кроме как выпустить из тюрьмы мужа и других политзаключенных.
Уже не первый раз в Белоруссии проходят выборы президента. И все знают, что все кандидаты, которые пытались высунуться и реально поспорить с Лукашенко в борьбе, получали аресты, побои, так же, как получали недавно демонстранты. Об этом не принято вспоминать, но все знают, что некоторые из оппонентов Лукашенко просто исчезли без следа.
Поэтому опытные, умелые, злые, политически активные мужики тоже с удовольствием поддержали Тихановскую. Ведь у нее лично — никаких амбиций. Ну что же, пусть повоюет, пусть попробует. Пусть даже победит! (Во что никто не верил.) Ну а если уж победит (во что, опять повторю, никто не верил), то долго она оставаться на вершине власти не собирается. А мы ей и не дадим. Так что пусть она победит, пусть организует честные выборы через полгода, а мы уж там, на свободе, в честной борьбе потягаемся друг с другом!
А так называемые обычные, простые люди смотрели на нее и не видели то, что они привыкли видеть в политической борьбе: корыстных интересов тех или иных групп, борьбу России и Запада, либералов и консерваторов, рынка и колхоза. Зато они видели обычный «бабий» здравый смысл: я воюю за своего мужа, мне не интересна власть. За то, чтобы вернуть бабе мужа, — за это подпишется любой мужик.
Ну и главное — на нее смотрели так называемые домохозяйки, а на самом деле — работающие жены, дочери, вдовы… Никто не мог бы их заинтересовать больше, чем эта «домохозяйка», которая не хочет ничего для себя, но которая готова сражаться с целым государством за свою семью.
Антропологи скажут, что белорусам рассказали сказку. Сказку с известным сюжетом про молодую жену, у которой украли мужа и которой нужно истоптать три пары железных башмаков, изломать три железных посоха, изгрызть три железных яблока, чтобы вернуть себе суженого. Белорусы — политически малоактивный народ, но зато это народ с развитым эстетическим, поэтическим чувством. Они эту сказку не только выслушали, но и прислушались, и поверили ей.
Политологи скажут, что сам Лукашенко случайным и странным образом (не пророссийские ли политтехнологи посоветовали?) выбрал для спарринга фигуру с наименьшим статусом, но, парадоксальным образом, с наибольшим охватом аудитории.
Сначала это был маленький пастух против Голиафа. Великан Голиаф издевался над «домохозяйкой», заводя этим всех домохозяек государства, а значит, и всю страну. В этой президентской гонке сошлись в борьбе не интерес с интересом, а интерес с правдой, справедливостью. Политически малоактивный народ отдал предпочтение справедливости. Он поддержал простую «домохозяйку», которая вышла не за властью, не за буквальный и материальный интерес и даже не за прекрасную идею «прекрасной Беларуси будущего». Народ поддержал ее, потому что она воевала за своего мужа и за свою семью. Потому что она стала олицетворением справедливости и правды, а ее противник — несправедливости и корысти.
Великан, как в прежние свои войны с противниками, начал размахивать мечом, стрелять, бросать гранаты… Но этими своими действиями он только разбудил ветер. И теперь уже не пастух, а песок пустыни воюет против Голиафа. А ветер и песок засыплют и похоронят любого великана.
То, что Тихановскую вынудили уехать, уже не столь важно. Это было бы важно, если бы на ее месте был мужик. Мужик не может «струсить и предать». А Тихановская сделала свое дело честно. Она — женщина и не подписывалась на уничтожение семьи. Семья всегда дороже.
Сегодня Тихановская уже важна только как символ. Люди проснулись, песчинки объединились. Интересно, но до сих пор на поверхности народных протестов не появилось ни одного лидера. Ни один из опытных, сильных белорусских политиков не спешит возглавить протест. И это не их вина. Против пули человеческое тело бессильно, против угроз семье не устоит ни один здравый политик.
Но уже поднялся ветер. Ветер переходит в политическую бурю. И эта буря похоронит великана вместе со всеми его страшными орудиями.
Домохозяйка оказалась сильнее великана. И умные соседи уже должны вести с ней переговоры, торгуясь как на рынке, в чем стыда нет. А сторонним наблюдателям остается проверить, действительно ли домохозяйка сможет управлять государством.
Но еще греки учили, что государство — это просто большое домашнее хозяйство. Так что, уверен, ничего страшного не произойдет. И кажется, что именно обычной домохозяйки на наших политических кухнях и не хватает.