Было время, когда такой бело-красно-белый флаг являлся официальным государственным символом Белоруссии.
Началась эта «геральдическая история» еще на заре 20-го столетия. Тогда белое полотнище, разделенное посередине красной полосой, использовали обучавшиеся в петербургских вузах студенты-белорусы при проведении культурно-просветительских вечеров, которые посвящались истории Белой Руси.
Когда Российскую империю накрыло волной социальных потрясений, именно такой флаг стал символом белорусского национального движения. В разгар событий Февральской революции группа активистов из петербургских организаций белорусов решила, что им нужен единый, объединяющий всех флаг. С просьбой о создании его обратилась к архитектору Клавдию Дуж-Душевскому. Он подготовил несколько эскизов, из которых предпочтение отдали трехполосному бело-красно-белому. В марте 1917 года в Минске проходил Съезд белорусских национальных организаций. По воспоминаниям некоторых его делегатов, там, якобы, и было окончательно принято решение на сей счет, причем с объяснением такого выбора. - Поскольку в белорусском народном искусстве преобладают белые и красные узоры, именно эти цвета следует использовать для национального флага, который отныне должен состоять из трех горизонтальных полос одинаковой ширины - белой, красной и белой.
А после «великого октябрьского перелома» 1917-го, спровоцировавшего «парад национальных суверенитетов», «бела-чырвона-белы сцяг» был официально утвержден в качестве государственного флага вновь образованной Белорусской Народной Республики.
25 марта 1918 года собравшейся в Минске Радой БНР была принята Уставная грамота, провозглашавшая независимость нового государства. В этом документе говорилось: «Теперь мы, Рада Белорусской Народной Республики, сбрасываем с родного края последнее ярмо государственной зависимости, которое насильно набросили российские цари на нашу свободную и независимую страну. С этого времени Белорусская Народная Республика провозглашается Независимым и Свободным Государством…»
История «Независимого и Свободного» оказалась недолгой – менее пяти лет (да и то в последний период это государство существовало фактически лишь на бумаге). Однако активисты национального движения, возглавившие БНР, в числе прочих действий по государственному строительству всерьез озаботились решением территориальных вопросов.
Намечая границы своей республики тогдашние белорусские руководство сформулировало весьма обтекаемую формулировку: в БНР должны входить все земли, где живет и имеет численное преобладание белорусский народ. Позднее последовал ряд уточнений с указанием конкретных территорий. Согласно этим документам в состав независимой Белоруссии должны были войти не только «классические» Минская, Могилевская, Витебская губернии, но и некоторые земли «соседей» - в том числе кусок украинской Черниговщины, большая часть российской Смоленской губернии, юг нашей Псковщины, западные районы Орловщины, изрядные «ломти» Осташковского и Ржевского уездов в Тверской губернии.
На основании такой «географической реновации» в БНР даже была выпущена почтовая марка с изображением приблизительных границ республики. Однако до реальных попыток «дележа» земли дело так и не дошло. Территории бывших белорусских губерний сперва оккупировали германские войска, потом их погнала прочь Красная Армия. Если с немцами национал-руководители БНР еще как-то могли договариваться и даже получать от них некоторую толику самостоятельных действий, то с приближением войск большевистской Москвы, правительству БНР пришлось срочно отправляться в эмиграцию. Как итог – попытки сохранить хотя бы формальное существование Белорусской Народной Республики сошли на нет к концу 1921-го. Вместе с экс-республикой исчез и ее государственный флаг.
Впрочем само бело-красно-белое полотнище продолжило свое существование уже в другой ипостаси. Его стали активно использовать в качестве своей символики белорусские националисты на западных территориях, перешедших под юрисдикцию Польши. «Бела-чырвона-белы сцяг» красовался над гимназиями, где преподавание велось на белорусском языке, его поднимали над головами участники собраний белорусских рабочих и студентов… Когда в 1939-м части Красной Армии вступили на территорию Западной Белоруссии, местные жители приветствовали наших бойцов и командиров, размахивая бело-красно-белыми флагами. (Парадоксально, что наряду с этим такой же символ с начала 1920-х использовала и белорусская эмиграция, яростно боровшаяся с присоедиением земель своей родины к СССР.)
Особая страница – годы оккупации Белоруссии гитлеровскими войсками. У захватчиков эти земли тогда носили официальное название Генеральный округ Белоруссии рейхс-комиссариата Остланд. Немецкое военное командование и немецкая администрация милостиво разрешили белорусам использовать «декоративную» национальную символику – в числе прочего бело-красно-белый флаг. Под такими полотнищами в некоторых местах немцами была организована вербовка и запись добровольцев-белорусов в полицейские и вспомогательные части.
В послевоенные годы в Советском Союзе про белорусский «бела-чырвона-белы сцяг» подзабыли. Однако он снова возник из небытия на излете 1980-х, когда начался развал могучей коммунистической державы. Флаг экс-БНР стал теперь символом борьбы за создание белорусского независимого государства.
После распада СССР такое бело-красно-белое полотнище было узаконено в ранге официального символа Республики Беларусь. Решение об этом Верховный Совет РБ принял 19 сентября 1991-го.
И вновь – резкая перемена. Уже менее чем через 4 года в стране был проведен референдум. В числе других пунктов на голосование выносился и вопрос об установлении новых государственных символов – герба и флага республики. А инициатива о проведении такого референдума исходила от президента страны Александра Лукашенко. В итоге ¾ принявших участие в голосовании граждан высказались за новые гос-символы. В итоге 7 июня 1995 года Батькой был подписан документ о новом Государственном флаге Республики Беларусь.
Так «бела-чырвона-белы» вновь отправился в ссылку, и его, опального, с удовольствием подхватили оппозиционеры. Между тем, как официальный Минск на протяжении последних полутора десятилетий всячески препятствовал использованию такого «крамольного» символа на территории государства. Впрочем, у прежнего «сцяга» и в нынешней лукашенковской Беларуси сохранились официально разрешенные «полномочные представители». – Часть белорусских автомобилей до сих пор колесит по дорогам страны со старыми номерами, выданными еще в первые годы существования суверенной Беларуси, - эти номера выполнены в тогдашних «государственных» цветах: на белом фоне красные цифры и буквы.
Читайте также: Назван новый правитель Белоруссии в случае ухода Лукашенко