— Сотни родственников трое суток не могут найти своих родных, — говорит Стефанович. - Никаких данных им никто не дает. Нет никаких списков. Люди просто исчезли. Их близкие звонят, не знают, куда им бежать. Мы даем им телефоны центрального изолятора для правонарушителей, ИВС.
Недавно к нам, например, обратилась мама девочки из Солегорска. Ее 24-летняя дочка, которая является инвалидом III группы, пропала. Ее нет ни в одной больнице. Она была задержана около избирательного участка. Стояла с независимыми наблюдателями и ее уволокли. Где она теперь — неизвестно.
Большинство задержанных вывозят в изолятор временного содержания в Жодино, это там, где делают БЕЛАЗы, в 30 километрах от Минска, но ИВС там уже переполнен, мест нет. И стала поступать информация, что задержанных стали вывозить в другие города Минской области.
Суды над задержанными проходят в закрытом режиме на территории изолятора временного содержания, куда никто не допускается. Наши волонтеры сейчас будут по судам собирать хоть какую-то информацию.
События проходят не только в Минске, около 500 человек было задержано в Гомеле.
— Что «светит» задержанным?
— Не надо забывать о возбужденном уголовном деле по организации массовых беспорядков. Наиболее активных участников, скорее всего, будут задерживать как подозреваемых, которые потом станут обвиняемыми. А там очень серьезная ответственность, до 15 лет лишения свободы. Если повезет, то будет возбуждено дело по административному составу за участие в несанкционированном собрании. Тогда можно будет отделаться 15 сутками ареста либо штрафом.
— Какие данные есть о пострадавших?
— Большая часть пострадавших находится в трех больницах. С пулевыми и осколочными ранениями лежат в основном в военном госпитале и больнице скорой помощи.
Светошумовые гранаты разлетаются на осколки и причиняют очень много увечий. Очень много людей с ожогами, есть те, у кого сожжены волосы. Также пострадавшие поступают в 6-ю клиническую больницу. Число пострадавших уже исчисляется сотнями. Только вчера в больницу скорой помощи и военный госпиталь поступило несколько десятков человек.
— Что можно сказать о погибшем?
— Его данные МВД не раскрывает. По версии правоохранителей, протестующий погиб от взрыва неустановленного устройство, которое он якобы хотел бросить в сотрудников милиции, но оно взорвалось у него в руках. Так это или нет, сказать сложно. Но в тот момент демонстрантов как раз интенсивно обстреливали светошумовыми гранатами и резиновыми пулями.
— На ваш взгляд, волна протестов нарастает?
— Народ разгневан, у него украли выборы и демонстранты действуют всё более активно. Но подчеркну, что мирным путем. "Коктейли Молотова" пока никто не бросал (на видео из Минска, тем не менее, есть такое - "МК").. Милиция всё чаще использует спецсредства, в том числе слезоточивый газ и водометы.
— Сколько предприятий в Белоруссии заявили о начале забастовки?
— Бастовал Минский электротехнический завод имени Козлова. Причем директор занял ту же позицию, что и его работники. Собирается вроде бы бастовать тракторный завод, Белшина и другие предприятия.
— Как думаете, как будут развиваться события дальше?
— Я думаю, что всё закончится введением чрезвычайного положения, которое предусматривает ограничение передвижения и введение комендантского часа.
Читайте также: "Пострадавший в Минске: "У меня в плече дыра"