МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Тихари из КГБ, кровь на асфальте: в Минске начался кошмар

После выборов президента Белоруссии ночи становятся все опаснее

Прошедшую ночь с 10 на 11 августа называют в Минске настоящей бойней. Среди пострадавших, попавших в больницы, как митингующих, так и силовиков. Один из оппозиционеров погиб. Местные жители всячески поддерживают протестующих. Не запирают на ночь дверь в подъезды, оставляют на подоконниках бинты, зеленку и воду. Водители вывозят их из "окружения" по дворам, бесплатно. Наши специальные корреспонденты провели еще одну ночь протестов в столице Белоруссии.

Фото: AP

Ночь выдалась беспокойной. Небо каждые пять минут озаряли вспышки, слышались взрывы и короткие выстрелы. Ощущение было, что мы в прифронтовой полосе, и совсем рядом «передовая».

В пять утра перебираемся в самое пекло на «место боев». Такси вызвать невозможно. Диспетчеры один за другим говорят, что машин нет. У водителей была бессонная ночь, все теперь отсыпаются.

Выскакиваем на улицу, чудом ловим машину.

— А что вы хотели? — устало говорит водитель. — У нас переворот. Идет гражданская война.

На заднем сиденье у Максима замечаем упаковку бинтов, флаконы с перекись водорода. Выясняем, что многие водители запаслись всем необходимым, чтобы оказывать помощь раненым.

Раннее утро в Минске сейчас - самое безопасное время.

— Был в 4 утра в районе, где располагается гаражный парк ЦГБ. «Тихари» только загоняли машины в боксы — рассказывает Максим.

«Тихари», как называют в Белоруссии сотрудников КГБ, и ОМОНовцы — сейчас самые ненавистные люди в республике. Их называют «космонавтами», «муравьями», но чаще всего — карателями. Людей в форме в Белоруссии сейчас стараются обходить стороной.

Похоже, что силовики сразу после выборов недооценили силы оппозиции. И спустя сутки изменили тактику. Теперь их цель - разделить противников Лукашенко на группы, не дать им объединиться и собраться в центре. Оппозиция же инструктировала активистов через соцсети: выматывайте омоновцев на местах, на площадях и у метро неподалеку от ваших домов.

Были взяты в тиски проспекты Машерова, Победителей, Независимости, Партизанский, Рокоссовского. Люди выходят на улицы, чтобы выразить свой протест против фальсифицированных выборов. Он порой выглядит весьма безобидно. Белоруссы просто стоят и хлопают в ладоши. Но и этого достаточно, чтобы оказаться в автозаке.

— Могут схватить, если ты просто вечером оказался на улице, — говорит преподаватель Вадим. — «Упаковывают» в основном молодых ребят, практически детей, особенно тех, кто идет один или по двое. С кем легче справиться. Вчера видел, как к перекрестку подъехали два «бусика». Выскочившие силовики схватили и затолкали в машину парнишку в шортах и очках, который просто остановился на светофоре.

Но случается и непредвиденное. Например, когда ОМОНовцы на улице Дзержинского начали «вязать» двух парней, к ним подоспела подмога, и вскоре уносить ноги пришлось самим силовикам.

Точки сбора митингующих сейчас образовываются стихийно. Тем, кто идет из спальных районов в центр, ставят препоны еще на выходе из микрорайонов. Как это случилось в ночь на 11 августа в районе Сурганово. Вечером было перекрыто движение на улице Якуба Коласа. На пути оппозиционно настроенных людей встали бронемашины, полицейские машины, тут же были припаркованы автозаки. Перекресток стал точкой жестокого противостояния.

Когда мы приехали на место, дворники еще не успели разобрать баррикады. На дороге были навалены металлоконструкции, куски проволоки, металлические секции заборов, покрышки, катушки, на которые наматывают кабели, доски… Но в первую очередь в глаза бросаются капли крови. Их много. Некоторые цепочки ведут в сторону магазина «Рига», другие — во внутренние дворы.

На дороге разбросаны камни, а у самих баррикад окровавленные бинты. Собравшихся, по всей видимости, расстреливали в упор резиновыми пулями и забрасывали светошумовыми гранатами.

— Это была ночь ужасов, — говорит нам девушка, которая сидит, раскачиваясь из стороны в сторону на скамейке. — Поверьте, когда свои идут на своих — это очень страшно.

У девушки на ладонях кровь. По всей видимости она перевязывала кого-то из раненых. Внезапно замолчав она начинает отгонять ладонями кого-то невидимого перед собой…

— Мы успели закрыться в 22.30, — рассказывает охранник круглосуточного магазина «Рига». — Кассиров эвакуировали уже через черный ход. Здесь начался ад. Ребят на баррикадах закидывали гранатами, те в ответ кидали "коктейли Молотова". Я видел девчонку, у которой все ноги были в крови. «Скорые» подъезжали только во дворы, забирали раненных, все было в дыму.

Жители близлежащих домов оказались буквально в зоне «боевых действий».

— Как в войну заставляли окна фанерой и матрасами. Боялись, что пули попадут в стекло и осколки разлетятся по квартире, — говорит местная жительница Анна. — Форточки все закрыли. Потому что в какой-то момент против собравшихся пустили слезоточивый газ.

Пенсионерка Наталья Ивановна не может забыть неподвижно лежащего парня во дворе дома.

— Я не знаю, выжил он или нет. Кто-то из соратников пытался сделать ему искусственное дыхание. Потом подъехала "скорая".

Все, с кем мы говорили, повторяли: «До чего власти довели страну. Братья белоруссы пошли на своих же братьев».

Вторая точка противостояния образовалась около метро «Пушкинская». Дальше митингующие просто не прошли. Здесь тоже были сооружены баррикады. Мы увидели поваленные металлические ящики для сбора макулатуры, тумбы для афиш, разобранную плитку, битое стекло.

При нас коммунальные службы успели погрузить в грузовик куски бетонных блоков и арматуру. Говорят, чуть раньше оттащили в гараж обгоревший троллейбус.

В воздухе пахнет гарью. Торговые павильоны расписаны надписями: «Лукашенко — уходи», «Свободу Белоруссии», «Таракан», «Нас 97% Лукаш».

Вдоль дороги стоят бутылки с водой, которые собравшимся оставляли местные жители. Было видно, что протестующих постепенно оттесняли к метро «Спортивная». Вся дорога между станциями усеяна патронами.

— Канонада стояла такая, что у нас даже в 200 метрах от дороги закладывало уши, — делится Елена, которая живет недалеко от проспекта Притыцкого.

Минчане говорят: «У нас мирный народ. Мы не хотим войны, не хотим противостояния. Но и жить так дальше не можем. Да и что нам терять? Зарплату в 300 рублей? (9600 российских рублей)».

Эта ночь унесла жизнь одного из парней. И похоже, это не последняя жертва.

Последние новости о событиях в Белоруссии - в нашей онлайн-трансляции

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах