МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Российский силовик оценил работу белорусского ОМОНа: "На нервах"

Правоохранителей застращали майданом

Выборы в Белоруссии и их итоги прогнозируемо привели к протестам оппозиции. Ночные потасовки с омоновцами, выстрелы, взрывы, ранения от светошумовых гранат. Ветеран внутренних войск прокомментировал нам действия белорусских силовиков в ночь после выборов.

Фото: AP

За несколько суток до первого открывшегося избирательного участка в белорусские города начали стягивать для усиления бронетехнику и живую силу. В Минск, например, пригнали по некоторым данным, до 30 тысяч бойцов.

После закрытия 9 августа последнего избирательного участка и обнародования первых данных проправительственных экзитполов, свидетельствующих о значительном перевесе голосов в пользу Лукашенко (79%), начались протесты. Правоохранители применили проверенную тактику. В ход пошли «живые щиты» - ровный строй силовиков-щитовиков при поддержке автозаков и бронемашин с водометами.

– Скажу сразу: это была тактика сдерживания. Это читается в том, как бойцы стоят, какую позицию занимают, как идут вперед, - комментирует «МК» первые видеокадры столкновений протестующих с белорусской милицией ветеран Внутренних войск России, психолог Антон Белоцкий. – Правда, бросается в глаза и еще одна деталь: неуверенность, я бы даже сказал – «нервяк» у служителей правопорядка. 

Первые выстрелы, водометы и броски светошумовых гранат пошли в ход как-то бессистемно, неуверенно, будто в нерешительности. Понимаете? Даже в характере, частоте выстрелов, мощности водометов или забрасывании светошумовых гранат есть своя система, своя логика. Она либо атакующая, либо направленная на сдерживание. Но мы видим, что системы не было…

Самое красноречивое, по мнению Белоцкого, доказательство неуверенности в действиях силовых структур во время работы с демонстрантами – автозак, который на полном ходу протаранил толпу в Минске.

– У меня очень простое объяснение: у водителя не выдержали нервы, - продолжает комментировать видеокадры для «МК» Белоцкий. – На видеофрагменте, если его замедлить видно, как водитель внезапно ускоряет тяжелый автомобиль, наверняка психанул и со всей силы ударил «по газам». Впрочем, также заметно, что руль не выкручивал в попытке объехать скопление людей. С точки зрения психологии – пытался любой ценой проскочить «нервный» участок… Но это не оправдание – такого допускать нельзя.

Эксперт напомнил, что, по свидетельству очевидцев, уже после прекращения демонстраций силовики продолжили охоту на несогласных.

– Ловили по дворам, само собой вязали всех, кто под руку попадется – это тоже ярчайший признак неуверенности, «нервяка» и страха, - резюмирует он.

Белоцкий причину таких действий видит в «накрученности» сотрудников правопорядка перед ожидаемыми событиями.

– Их застращали призраком майдана, который случился на Украине в 2014-м, наверняка озвучивали потери среди силовиков из украинского спецназа «Беркут», - поясняет эксперт. – Еще витал и призрак «Арабской весны», чтобы не повторилось подобного. Интернет был отключен еще за сутки до голосования. Видимо, Александра Лукашенко сильно пугала мощь и возможности западных мессенджеров - Твиттера, Фейсбука, Инстаграмма.

Эксперт оценил демонстрируемые на некоторых фотокадрах гранаты и патроны, которые применили белорусские силовики. По его словам, это обычный арсенал, которым вооружают милицию, если есть хотя бы намек на будущие демонстрации. 

– Это классика для уличного разгона людей: резиновые пули и светошумовая граната, кстати не такая уж и мощная, - поясняет Белоцкий. – Во Франции, во время митингов «Желтых жилетов» или в Гонконге арсенальчик шел в ход посущественнее – резиновые пули выстреливались с нарезного оружия, не со специальных гладкоствольных дробовиков, патроны от которых демонстрируют кадры. Поверьте, белорусские образцы гораздо гуманнее. Да, они наносят травмы, но поверхностные, с «легким останавливающим эффектом», как у нас говорят, не больше.

Однако вдали от Минска ситуация с силовиками была несколько иной. Как написали СМИ, в Лиде и Кобрине ОМОН вообще опустил щиты и начал братание с протестующими.

– С одной стороны, это неподчинение приказам – мало ли что могло прилететь со стороны собравшихся граждан, - говорит Антон Белоцкий. – Но с другой, это нежелание проливать кровь. Видимо, милиция оценила степень угрозы и поняла, что ничего не угрожает. В Новополоцке вообще полицейские и демонстранты устроили импровизированный футбольный матч. Это, кстати, тоже важная деталь. Люди, вышедшие на улицы, не были настроены на какие-то радикальные действия. Захват зданий администрации, ряды горящих покрышек и тому подобное. Всё то, что мы несколько лет назад наблюдали на Украине. Люди просто вышли громко сказать: «Не верим!».

Эксперт считает, что за произошедшее в Лиде и Кобрине, когда силовики опустили щиты перед мирными людьми, их надо все-таки похвалить. На чрезмерное применение силы милиционеры не пошли.

– Именно этот шаг, на самом деле, и не допустил кровавой потасовки, - добавил он. – Бойцы опустили щиты, люди тоже успокоились. Они же устали, разошлись - ночь всё глубже, понедельник на носу. Видимо, быстро силовики сообразили: народ не был настроен громить учреждения, захватывать администрации и «вокзалы, телеграф и типографии». При этом Белоцкий не исключает, что возможна и новая фаза протестов. И вполне вероятно, столкновения лишь будут набирать обороты. ОМОН может получить подкрепление в виде бронетехники и Внутренних войск. И тогда, возможно, без жертв не обойдется.

– Очевидно, что в Белоруссии выросло новое поколение, созрела критическая масса недовольных. И тут власти надо идти на компромиссы, а не сажать протестующих. Сверхжестким подавлением оппозиции можно только лишних дров наломать и крутую кашу заварить, как мне кажется, - заключил ветеран Внутренних войск России.

Читайте материал"Лукашенко обезумел от паники": Павловский о событиях в Белоруссии"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах