Одни спешили отдать свой голос, чтобы «спасти страну», другие — чтобы «проснуться в новой Белоруссии».
Избирательный участок, расположенный в школе №206 в спальном микрорайоне Малиновка, встречает нас песней из культового советского фильма «Весна на Заречной улице».
— Как будто в молодость свою вернулась, — говорит пожилая женщина своей подруге. Поддерживая друг друга, они поднимаются по ступенькам. Проходят через коридор разноцветных флагов и скрываются за дверьми.
Взгляд выхватывает баннер, где указано, что школа объявляет набор в 10-й военно-патриотический класс пограничной направленности. А из динамиков уже доносится знаменитая «Беловежская пуща».
Площадка перед школой заполнена прилавками. В больших баках под навесом продают мед. «Возьмите липовый, это красота и здоровье», — говорит нам продавец со светло-карими, «медовыми» глазами. Не успеваем ответить, как в зубах у каждой оказывает ложка с медом. Кажется, что женщине не важно, купим мы или нет у нее заветный бочонок, ей хочется всех угостить.
На стеллажах в соседнем павильоне стоят напитки. Соки и минеральная вода занимают пару нижних полок, а все остальные — водка, вино, коньяки, виски.
Рядом пиво льется рекой. Всем идущим голосовать приходится идти мимо столов, заваленных пластиковыми стаканами. Любители пенного напитка сидят, развалившись на скамейках. Пытаемся сфотографировать увиденное.
— Ты смотри, правильно снимай! — хватает одну из нас за руку бугай, под мышкой у которого зажат пакет с попкорном.
— Почему здесь столько пьяных? — говорим, не в силах скрыть удивления.
— Так ведь выборы. А какой праздник без спиртного, — пожимает плечами рядом стоящая дородная женщина, упаковывая в авоську бутылку с вином.
— Да народ в вечной депрессии, сколько люди не пашут, а все еле-еле сводят концы с концами, — объясняет короткостриженый мужчина.
— Петровна, синий бери, с карманами на груди, — слышим сзади, где на открытом прилавке торгуют халатами. Женщины тут же, прямо на платья, примеряют пестрые халаты. На ветру бьются прикрепленные к крыше павильона искусственные васильки.
Народ на участок идет чуть ли не колоннами. Семьями, с детьми, держа в руках разноцветные шарики. Часть плитки перед школой разрисована бело-желтыми ромашками.
— На моей памяти такая явка впервые, — говорит женщина с высоко взбитой прической. — Когда были выборы после украинских событий, участки вообще были полупустые. Все махнули рукой. Рассуждали, что все равно выберут Лукашенко. Будет он — и никто другой (явка на прошлых выборах 2015 года составила 86,75%. К 16 часам в этот раз проголосовали, в том числе досрочно, 73%. Участки закрываются в 8 вечера).
В этом году настроение у народа другое. У белорусов появилась хоть и призрачная, но альтернатива.
— Идут поддержать независимых кандидатов! — говорит парень с выбритой наполовину головой. — Вечером будут задержания. На подступах к городу стоят войска.
Разговор подхватывает крепко сбитый мужчина. Рассказывает, что шурин у него служит в ОМОНе. Бойцов в свое время отправляли в Германию, чтобы натаскать, как следует разгонять на митингах толпу.
Пытаемся поговорить с мужем и женой, которые только вышли с избирательного участка. Интересуемся, за кого они голосовали? Пара тут же замолкает и молча проходит мимо.
— Не удивляйтесь. Люди у нас не любят откровенничать. В такие нас поставили условия, — тихо говорит нам продавец конфет. — На улицах полно провокаторов.
— А я вам честно скажу, что голосовал за нового президента! — с вызовом говорит подошедший молодой мужчина.
На участке на базе школы №209 пел и плясал фольклорный коллектив. Девушки в красных юбках и кокошниках так лихо заводили толпу, что мы невольно тоже стали приплясывать.
— Это голосовать за одного президента нельзя, а танцевать за президента можно, - шутит парень, представившийся Юрой.
Одна из девушек, на запястье которой повязана белая ленточка, с широко распахнутыми глазами, рассказывает, что «внаглую взяла и сфотографировала свой бюллетень. Члены комиссии при этом как вдохнули воздух и забыли на минуту выдохнуть».
Подружки смотрят на нее с восхищением. В полицейском государстве даже такая, на первый взгляд, безобидная выходка выглядит подвигом.
Между тем, на участке появляется один из кандидатов в президенты, представитель общественного движения «Говори правду» Андрей Дмитриев. В белой рубашке, молодой, загорелый. Без охраны. Рассказывает, что уже проголосовал на своем участке, приехав на него рано утром с сыном на велосипедах. А в школу №209 заехал, чтобы снабдить независимых наблюдателей минеральной водой и фруктами.
— Комиссии вручил открытку, где указано: «Считайте честно!» — делится с нами Андрей Дмитриев. Мы замечаем у него на руке белую ленточку.
Кандидат в президенты рассказывает, как появился символ сопротивления — белые ленты. Был мозговой штурм. Изначально белорусы во время эпидемии коронавируса хотели поддержать медиков. И повязали на запястья бинты. Лозунг был такой: «Болею за Беларусь». А потом бинт заменила белая лента и стала отличительным атрибутом оппозиций. Однако если хорошенько напрячь память, можно вспомнить "белоленточников" и на других выборах в других странах.
Мы выясняем, что многие избиратели идут голосовать со своей ручкой. Потому что не доверяют провластной избирательной комиссии. Считают, что у них в ходу могут быть авторучки с невидимыми чернилами…
А мы движемся дальше. На избирательном участке, который находится в школе №208, пахнет шашлыком. Напротив крыльца стоит машина, в кузове которой установлен большой бачок, на котором написано «живая рыба». Выясняем, что рыбколхоз «Полесье» привез для избирателей рыбу. Но все, кто подходит к прилавку, тут же разочаровано отходят. Килограмм карпа стоит больше 10 белорусских рублей, на российские деньги — 320 рублей. Для белорусов, у которых совсем невысокие зарплаты, это дорого.
Весь газон под деревьями заполнили вырезанные из дерева аисты. Грузный мужчина, гогоча, пытается в клюв одной из птиц вставить пластиковый стакан… И здесь не обошлось без пивных павильонов. Но водки уже не было.
— Эти выборы действительно особые, идет противостояние между старым и новым. Люди на участок идут вдохновленные, и лица у многих прямо просветленные. У людей появилась надежда, — говорит миловидная женщина в розовом, которая продает связанные собственными руками забавные мягкие игрушки.
На крыльцо вытаскивают мягкие маты, и начинаются показательные выступления юных самбистов и каратистов.
— Я не ходил на выборы много лет, а сегодня решил проголосовать, потому что хочу для своих детей другого будущего, — признается папа одного из мальчишек, которые проводят на импровизированной сцене болевой прием.
Пока каратисты сворачивают маты, на ступеньки заскакивает подвыпивший мужчина. Раскачиваясь, он кричит в толпу: «Я учился в этой школе! Поэтому не хочу, чтобы нас обманывали…»
Тут же, как черт из табакерки, выскакивает дама с микрофоном, заглушая оратора, объявляет музыкальный номер. Микрофон оказывается у младшего школьника, который звонким голосом выводит: «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР».
И из тени деревьев выдвигаются в черной форме бойцы ОМОН. Как и откуда они появились, никто не видел. Оратора и еще одного успевшего изрядно «принять на грудь» мужчину под белые ручки препровождают с участка.
Участок, по всей видимости, считается беспокойным. Как рассказали нам независимые наблюдатели, вчера здесь три человека в штатском повязали и увезли в неизвестном направлении их сподвижника.
— Николая зажали в угол и сказали, что он оказывает сопротивление силовикам, — рассказывает девушка-независимый наблюдатель. — А все потому что он снимал на камеру, как уводили другого нашего волонтера.
Независимых наблюдателей в Белоруссии считают «героями нашего времени». Любой из них под надуманным предлогом может оказаться за решеткой.
— У нынешней власти все схвачено, все отрепетировано, поэтому я буду голосовать против Лукашенко, — объясняет женщина, которая представилась Еленой.
А мы переезжаем в другой, юго-западный район. Атмосфера на избирательном участке, который расположен на базе школы №154, уже несколько другая. Тут в фойе уже играет классическая музыка. Но рядом с крыльцом торгуют картошкой и помидорами.
Один из проголосовавших мужчин выхватывает из мешка большую бульбу, как называют здесь картофель, трясет ей и говорит: «Вот он, наш символ, как и Батька! Будем горой стоять за Грирорьивича! Не дадим олигархам разграбить страну».
— А я за любого нового президента, — признается женщина, поправляя на носу очки.
Когда мы уже написали этот материал, глава белорусского ЦИК Лидия Ермошина заявила: огромные очереди на участках - результат оппозиционной провокации, людей специально инструктировали, чтобы они проводили в кабинках по полчаса. Надо полагать, что такую же провокацию устроили в посольстве Белоруссии в Москве, где очередь выстроилась на километр?
Читайте нашу онлайн-трансляцию хода выборов в Белоруссии, там все фото, видео, новости и репортажи.