Но для начала хотелось бы напомнить: относительно того, что Белоруссия «не дружит с кем-то против кого-то», Лукашенко явно лукавит. У Белоруссии и России существует крепкий военный союз, который – и это на Западе ни для кого не секрет – направлен против общего врага – НАТО. Кроме того, Белоруссия является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят также Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, и Таджикистан. Эти страны постсоветского пространства объединились в ОДКБ, чтобы общими силами армий защищать территориально-экономическое пространство своих государств от внешнего агрессора.
Правда, этот военно-политический союз, ведущий свое начало с 1992 года, еще ни разу не участвовал в совместных боевых действиях. Взаимоотношения внутри ОДКБ всегда были непростыми. Их осложняли межнациональные конфликты на территории ряда этих государств, а также амбициозные позиции ряда лидеров, в том числе Александра Лукашенко.
Он не раз противопоставлял свою позицию общим решениям. Так, в 2009 году страны ОДКБ приняли решение создать Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) для проведения совместных операций по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д. Но Александр Лукашенко не стал подписывать этот совместный документ по причине того, что на тот момент вел с Россией «молочную войну».
Он долго торговался, отказываясь ехать в Казахстан на заключительный этап учений сил оперативного реагирования ОДКБ. Однако позже документ все-же подписал. А через год снова обрушился с критикой на ОДКБ за то, что Комитет секретарей советов безопасности отказался ввести силы КСОР в Киргизию, когда там началось вооруженное противостояние узбекской и киргизской диаспор.
ОДКБ тогда помогала Киргизии найти организаторов беспорядков и пресечь деятельность террористических групп. Ряд экспертов полагает, что если бы в Киргизию были посланы силы КСОР, то это бы только обострило межнациональную рознь. Но Лукашенко это не убедило, он назвал ОДКБ бесперспективной, так как она не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов».
Правда, чуть позже он заявлял уже обратное: «У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы — братья и друзья! И всё, что касается ОДКБ, — шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий».
И вот теперь белорусский лидер в очередной раз в свойственной ему манере обвиняет Россию в организации у него в стране беспорядков и одновременно клянется ей в вечной дружбе.
О том, может ли повлиять такая «дружба» на наше военное взаимодействие с Белоруссией, в том числе в рамках ОДКБ, мы поговорили с экспертом.
- Честно говоря, фундаментальных предпосылок для трансформации ОДКБ, выхода каких-то членов, или серьезного изменения уставных документов организации я пока не вижу, - заявил «МК» Виктор Мураховский. - Не вижу даже поползновений со стороны членов ОДКБ на официальном уровне поставить хоть какой-то вопрос о сомнении в целесообразности этой организации. Все же военные специалисты хорошо представляют, что, к примеру, Единая система ПВО в рамках ОДКБ – это совершенно другой коленкор, нежели собственные, достаточно слабые силы ПВО. То же касается аналогичных совместных мероприятий по совершенствованию структуры управления по общему управлению группировок вооруженных сил. Они имеют ключевое значение для наших союзников по ОДКБ. Я не встречал никаких заявлений, пусть не от высших государственных лиц, но даже от людей второго-третьего эшелона государственного управления наших союзников, которые бы ставили под сомнение целесообразность дальнейшего участия Белоруссии в ОДКБ. Политическая шумиха, игра на телевизор с потрясанием кулаками и прочие истеричные вопли в СМИ – все это как-то не оказывает влияния на работу ОДКБ. Не ставит под сомнение его целесообразность. Так что, «лукашенки» приходят и уходят, а Россия и Белоруссия остаются.
Читайте также: Сравнили послания Лукашенко и Путина: разница в местоимениях