«Это начало конца последнего диктатора Европы?», - задается вопросом британское издание The Guardian. «Александр Лукашенко находится под таким давлением, как никогда раньше. Прошедшая неделя принесла удивительные сцены в Беларуси: митинг оппозиции был назван крупнейшим после распада Советского Союза; арест 33 российских наемников, якобы посланных для дестабилизации страны; и признание Лукашенко, что после нескольких месяцев минимизации масштабов эпидемии коронавируса он дал положительный результат на вирус.
Вполне вероятно, что президент, который удерживал власть в течение 25 лет, одержит победу на выборах 9 августа и останется лидером страны. Но он защищается, столкнувшись с энергичной оппозицией на фоне ожесточенных споров с Россией по поводу экономической интеграции и с Западом по поводу прав человека. Это самый опасный момент в его карьере».
«Протесты, оспаривающие результаты, на следующей неделе выглядят неизбежными, – прогнозирует The Guardian. – Светлана Тихановская, кандидат от объединенной оппозиции, сказала журналистам, что она не будет призывать к демонстрациям, но присоединится к ним, если они начнутся. Она согласилась выступить, заместив своего мужа, Сергея Тихановского, популярного ютубера, заключенного в тюрьму властями. Ее предвыборная платформа проста: освободить политзаключенных и организовать новый раунд свободных и справедливых выборов. (…) Митинги оппозиции растут до беспрецедентных чисел. Акция в Минске 19 июля собрала около 10 тысяч человек. По сообщениям наблюдателей из правозащитной организации «Весна», митинг в том же городе, проведенный 11 дней спустя, посетило около 63 тысяч человек, что сделало его самой крупной демонстрацией после распада Советского Союза».
Американский канал CNBC также отмечает, что у стремления президента Беларуси остаться у власти на шестой срок слишком много противников. Сюда отнесли и массовые протесты, и коронавирус, и неожиданный конфликт с Россией из-за «русских наемников».
Эксперт по европейской политике Кристофер Гранвилл, который давал интервью CNBC предрек возможность реальной революции.
«Предстоящие выборы могут закончиться довольно плохо. Абсолютно реально предвидеть сценарий, при котором Лукашенко фальсифицирует результаты голосования, чтобы обеспечить себе победу, и организует жестокую реакцию силовиков на подавление массовых протестов. В таком случае можно будет наблюдать настоящую революцию в Восточной Европе», - сказал Гранвилл.
Крупное немецкое издание Der Spiegel считает, что Лукашенко допустил сразу несколько серьезных ошибок, которые привели его к бедственному положению.
«Лукашенко не воспринял изменение настроений всерьез. При этом речь идет не только о недовольстве непрерывным экономическим кризисом.
Больше всего людей раздражает отношение Лукашенко с коронавирусу. Долгое время он отрицал вирус, называл страх крупной эпидемии «психозом». Люди чувствовали себя брошенным один на один с пандемией, сами делали маски и собирали деньги для медиков.
Также Лукашенко недооценивал женщин. Он считал, что оппозиция больше не может быть ему опасна после того, как он не допустил Виктора Бабарико и Валерия Цепкало на выборы, до того арестовав блогера Сергея Тихановского. Однако Светлана Тихановская, жена блогера, была зарегистрирована как кандидат от оппозиции. Лукашенко дал четко понять, что он думает о женщинах в политике, он сказал: «наше общество недостаточно зрело, чтобы голосовать за женщину». При этом половина избирателей в Беларуси – женщины», – напоминает Der Spiegel.
«За 26 лет, – рассказывает британское издание Independent, – Александр Лукашенко удерживал замечательный баланс: между Европой и Россией; эксцентричностью и ужасом; советской командной экономикой и высокотехнологичной глобализация. Но на фоне президентских выборов, до которых около недели, человек, который упивался эпитетами про «последнего диктатора Европы» – «лучше быть диктатором, чем геем», как сказал он однажды, – решительно зашатался на своей проволоке.
Столица Беларуси стала свидетелем крупнейшего протеста оппозиции со времени распада Советского Союза. Возможно, 70 тысяч человек вышли в Минск против своего авторитарного лидера, чтобы поддержать кандидата от оппозиции Светланы Тихановской, которая еще несколько недель назад была сидящей дома матерью, и проявилась только после ареста ключевых кандидатов, включая ее мужа.
Протестующие составляли 5 процентов столичного электората - это примечательно, учитывая исторические опасности, все еще связанные с оппозицией. Этот контекст, по-видимому, стал основным объяснением странного, но не менее драматичного «российского террористического заговора», который, как утверждал белорусский президент, был сорван в начале недели».
Французская газета Le Figaro также пытается проанализировать историю с задержанными «российскими наемниками». Журналисты предполагают, что это была попытка президента Лукашенко сделать вид, что Россия пытается вмешаться в выборы. А также во многом это акция устрашения оппозиции: ведь по официальной версии руководства Беларуси эти люди могли организовывать беспорядки. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы такой маневр был успешным.
«Белорусские власти обвинили двух оппозиционеров, находящихся в настоящее время в заключении, Миколу Статкевича и Сергея Тихановского, мужа кандидата в президенты Светланы Тихановской, в попытке организовать «массовые беспорядки» при поддержке российских «боевиков», которые были арестованы в среду.
«Я узнала, что Сергея обвиняют в подготовке беспорядков. Вы ломаете судьбу одного человека, а вместе с ним всех политзаключенных страны», - сказала Светлана Тихановская, обращаясь к властям, перед тысячами своих сторонников.
«Никто не поверит, что эти бойцы были посланы к нам на выборы, что они хотели устроить здесь революцию. Что за революция? Мы хотим свободы» - добавила она по поводу задержанных россиян, сказав, что эта ситуация, которую многие белорусские оппозиционеры называют постановкой, была «пугающей», – пишет Le Figaro.
Выражает скепсис в связи с задержанием в Белоруссии россиян и американское издание The Washington Post: «Задержания в среду усилили необычную напряженность в отношениях между Беларусью и Россией, когда-то близких союзников, которые разошлись, когда президент Беларуси Александр Лукашенко пробует вести политику, независимую от поддержки Москвы. Редкий конфликт с Россией теперь сделался частью фона выборов 9 августа, которые, как ожидается, расширят 26-летний авторитарный контроль Лукашенко над властью.
Но Лукашенко, похоже, также использует противоборство с Москвой, чтобы укрепить свои популистские полномочия и попытаться дискредитировать кандидата от оппозиции Светлану Тихановскую, новичка, которая вела удивительно сильную кампанию. Беларусь заявляет - не приводя никаких доказательств - что предполагаемые наемники были частью теневого российского военизированного формирования «группы Вагнера» и были отправлены в Минск для дестабилизации страны накануне президентских выборов.
Аналитики выразили сомнение по поводу претензий Беларуси. Говорят, что более правдоподобно, что Минск просто использовался как транзитный коридор. Критики Лукашенко изображают его обвинения как уловку для личной политической выгоды».
«Беларусь проводит свои президентские выборы 9 августа после нескольких недель массовых протестных акций в поддержку кандидатов от оппозиции и против шестой кампании по переизбранию Лукашенко, – рассказывает американский телеканал CNN. – На заседании Совета безопасности Беларуси в четверг (30 июля – «МК») официальные лица заявляли, что меры безопасности будут ужесточаться на всех избирательных мероприятиях, говорится в заявлении комитета и в сообщениях государственных СМИ. Будут эффективно ограничиваться массовые мероприятия, а протестующих подвергнут тщательным проверкам. Пограничный контроль с Россией также будет ужесточен.
Кандидатов, баллотирующихся против Лукашенко, вызвали на неожиданную встречу в штабе Центризбиркома, где Равков (госсекретарь Совбеза Белоруссии – «МК») предупредил, что в стране еще много боевиков и что ожидаются «провокации». Он сказал, что они представляют «угрозу безопасности граждан во время агитационных мероприятий, проводимых кандидатами в президенты».
Читайте материал: "Обострение между Белоруссией и Россией обнажило военную проблему"