Действуя подобным, нарочито провокационным образом, лидер Белоруссии, видимо, планирует убить двух зайцев: максимально беспроблемно выиграть выборы и припереть Россию к стенке, поставив ее в заведомо проигрышное положение страны, которая вынужденна оправдываться. Но вот не заживет ли политическая игра Лукашенко своей собственной жизнью? Не станет ли она началом процесса необратимых изменений отношений Москвы и Минска?
Разгуливая по Минску три с половиной года тому назад, я имел неосторожность приблизиться к зданию Совета министров Республики Беларусь. Ко мне тут же подскочил человек в форме и поинтересовался, кто я такой и что я здесь делаю. Услышав, что я турист из России и что одно из моих хобби — осмотр интересных в архитектурном плане правительственных зданий, охранник выпал в осадок и начал смотреть на меня как на умалишенного. Как же мне повезло, что эта прогулка состоялась не в июле 2020 года, а в январе 2017 года!
Я, конечно, не ношу «однообразную одежду в стиле милитари», иногда употребляю спиртное и не стараюсь «держаться обособленно». Но если бы я не смог сдержать свое любопытство сейчас, то дело могло бы не ограничиться проверкой документов и отеческим внушением. Сидеть бы мне в некоем особо охраняемом белорусском околотке вместе с 33 «российскими диверсантами».
Шутки шутками, но официальная версия минских властей о случайном обнаружении группы подозрительных лиц благодаря их «не характерному для российских туристов поведению» не выдерживает никакой критики.
Белоруссия — это страна непуганого КГБ, государство, в котором все что надо прослушивается и просвечивается. Если в подобного рода державу прибывает группа сотрудников близкого к российской власти частного военного предприятия, то это значит, что все было заранее согласовано с местными компетентными органами. А если официальный Минск вдруг начинает делать вид, что никакого такого согласования не было и в помине, то это может означать только одно: в силу каких-то причин у Лукашенко «поменялась концепция» — и теперь ему выгодно изображать из себя оскорбленную невинность.
О каких именно причинах идет речь? Ответить на этот вопрос и очень просто, и очень сложно. В тактическом плане все очень очевидно. У Александра Григорьевича в последнее время все особенно сильно не ладилось с Россией. Это раз. А еще у Батьки все активно не ладилось с выборами. Это два.
Умудренный опытом Лукашенко взял две проблемы, смешал их и слепил из них одно решение. Это три. Бессменный лидер Белоруссии привык щелкать президентские выборы как орешки. Но в 2020 году привычный сценарий — в «лодке» кандидатов в президенты Батька, какой-нибудь заведомо непроходной и нерейтинговый оппозиционер и еще пара статистов — дал сбой. В воздухе начало активно пахнуть керосином. И тогда Лукашенко, будучи в смысле умения нанести оппонентам сокрушительный ответный удар полной противоположностью Виктору Януковичу, начал действовать по принципу: лучшая оборона — это наступление.
Первым делом Батька наотрез отказался играть в игру, которую ему старательно навязывали его внутриполитические оппоненты: молодые и свежие лица белорусской политики против старого, усталого, можно сказать, даже заплесневелого диктатора. Вместо этого Лукашенко предложил свою игру: мудрый, опытный, закаленный в боях лидер мужественно спасает белорусское государство от страшной участи, которую ему уготовили коварные и злобные супостаты.
Для этого Александру Григорьевичу сначала нужно было выбрать кого-нибудь свеженького на роль супостата. Раньше такой постоянно солирующей в шоу Лукашенко «подколодной змеей» был Запад. Но даже самый удачный сюжетный ход по мере своего повторения постепенно перестает казаться таковым, превращается в истертый штамп. Это оставило президенту Белоруссии только один вариант дальнейших действий — пойти на демонизацию России и начать раскручивать тему кремлевского заговора. Таким образом, если после оглашения результатов выборов 9 августа в стране начнутся протесты, их можно списать на «руку Москвы» и жестко подавить все «проявления национал-предательства».
Уверен, что при этом Александр Лукашенко ни в коем случае не стремится к полному и окончательному разрыву с Россией. Его цель совсем в другом: унизить Москву и возвысить себя, представить российское руководство сборищем мелких и не очень успешных интриганов, а президента Белоруссии — крупным, успешным и великодушным государственным деятелем международного масштаба. А еще Александр Григорьевич наверняка намерен выбить из Кремля внушительные «отступные» за то, чтобы спустить скандал за тормозах. Игра понятная и даже в чем-то логичная. Но это все равно игра на грани фола, а, возможно, даже за его гранью.
Ссориться и скандалить с Москвой из-за экономических вопросов — это одно. Обвинять Россию в попытке организовать в Белоруссии если не государственный переворот, то массовые беспорядки — это уже совсем другое. Такое не забудется, такое оставит шрам и зарубку — даже если конкретный нынешний конфликт будет разрешен к взаимному удовлетворению.
Меня пугает и еще одно обстоятельство: при всей своей логике политические маневры Лукашенко становятся все более экстрагавантными и рискованными. Даже еще до последнего скандала, сохраняя свою внешнюю «союзную» оболочку, отношения России и Белоруссии начали менять свое внутреннее содержание. Теперь этот процесс еще больше ускорится. Не слишком ли это высокая цена за то, что Лукашенко сможет в очередной раз выиграть президентские выборы?
Читайте также: Задержанием россиян Лукашенко дал сигнал Западу