–Какова будет судьба этого перемирия?
–Режимы перемирия не работают, и работать не будут. Уже 28 июля, на видеоконференции о дальнейшей судьбе Минских соглашений, Киев фактически отказался от взятых обязательств. Его представители не готовы работать с совместным центром контроля и координации (СЦКК) и опять кивают на ОБСЕ. А ОБСЕ не хочет идти на прямой диалог с ЛДНР. Получается, это перемирие с самого начала было нежизнеспособно, и по факту уже сорвано.
–Украинские СМИ пишут, что именно мятежные республики ведут обстрелы. Мол, ополченцы срывают мирные соглашения...
–И неудивительно! Именно так они готовят общественное мнение, чтобы нас выставить нарушителями мирных договоренностей. Схема проста: устраивают перестрелку, и тут же заявляют – мы отвечали на огонь с той стороны! Доказать ведь крайне трудно, откуда именно раздались первые выстрелы. Такая давняя и излюбленная тактика Киева, начиная с 2015 года… Справедливости ради, на утро среды пока только один серьезный обстрел зафиксирован. Но я уверен, их будет все больше и больше. Наверняка, быстро появятся и первые жертвы…
–Тогда зачем президент Зеленский пошел на это перемирие?
–Видимо, он попытался инициировать новую встречу в Нормандском формате. Но ему дали понять, что ничего не выйдет, и нужно старые соглашения выполнять, которые были подписаны в Париже.
Зачем-то Кучму отстранили от переговоров. Он хоть какое-то доверие вызывал у жителей Луганской и Донецкой народных республик. Но из всей команды, которая представляет Украину в Минске – это единственный адекватный профессионал. И он единственный, кто профессионально вел диалог. А теперь нет и его. Что это значит? Не с кем теперь вести адекватного диалога…
–Кто обычно нарушает перемирие? Нацбаты или все-таки приказы поступают и от командования вооруженных сил Украины?
–На линии соприкосновения всегда очень разношерстный контингент. Там представлены и радикалы-националисты, и обычные бойцы. И кто конкретно ведет обстрелы и срывает перемирия – сказать практически невозможно. Могу сказать одно: непросто даются им эти решения на той стороне. Были даже случаи, когда конфликты возникали у них между собой.
–Одни не хотят воевать, а другие заставляют?
–Именно так. Видимо, принуждают под страхом расправы убивать мирных граждан народных республик Донбасса. Оттого и стычки по ту сторону окопов иногда случаются. Но отмечу, что все-таки больше нарушают все-таки радикалы из нацбатов.
–Как вы думаете, когда все-таки эти срывающие перемирия обстрелы прекратятся – ваш прогноз?
–Ни о каком мире и перемириях не может идти речи, пока Украина не понесет заслуженное наказание. До этих пор все эти «новогодние», «пасхальные», «хлебные» и прочие мирные соглашения работать не будут.