— Виктор Николаевич, летчиком нужно родиться? Это состояние души или это все-таки трудное ремесло?
— Прежде всего, наверное, это состояние души. Чтобы стать летчиком, надо хотеть летать, буквально рваться в небо. Безусловно, это одновременно и ремесло, трудная и опасная работа. Но без острой тяги в небо, за облака, без «тоски по штурвалу» хороший пилот не получится.
Но это большой труд, потому что вылету предшествуют многие часы в учебных классах, в кабинах тренажеров, на спортивных площадках.
На летчике большая ответственность. Потому что полет — это результат труда сотен авиационных специалистов: конструкторов, инженеров, связистов, метеорологов, медиков.
— На ваш взгляд, есть сегодня у нынешнего мальчишки из российской глубинки, условного Виктора Бондарева, шанс стать военным летчиком?
— По сравнению со временами моей юности, конечно, сократилось количество военных летных училищ, не тот размах у аэроклубов ДОСААФ, нет программы первоначальной летной подготовки, которая была столь полезной в советское время.
Те же тенденции наблюдаются и в учебных заведениях гражданской авиации. Однако и сегодня у молодых людей есть возможности стать летчиками. И этих возможностей немало. Главное — искреннее желание, целеустремленность, упорство и трудолюбие.
К счастью, в большинстве субъектов Российской Федерации сохранилась сетевая структура аэроклубов. При соответствующей поддержке они способны решать задачи привлечения молодежи в авиацию, прежде всего через авиационный спорт.
По моему глубокому убеждению, авиация не должна стать уделом богатых и избранных. Наша задача — сделать все, чтобы этого не случилось.
— Кто же должен прививать молодежи любовь к авиации?
— Есть много довузовских образовательных учебных заведений, например школы-интернаты, кадетские классы, военные Суворовские училища, в которых имеется в той или иной степени авиационная направленность. Есть кружки при аэроклубах.
Ребятам надо больше рассказывать об истории авиации, обучать основам аэродинамики, самолетовождения, другим авиационным дисциплинам.
Но, пока молодой человек сам не ощутил чувство полета, не открыл свою способность управлять крылатой машиной, все предыдущее остается для него сухой теорией.
Поэтому, на мой взгляд, очень важным является давно проверенный этап обучения — первоначальная летная подготовка. Как можно больше молодых людей должны попробовать себя в летном деле.
Это и будет первоначальная профессиональная ориентация и первоначальный профессиональный отбор. У парня появится возможность сделать наиболее точный выбор будущей профессии — учиться на пилота, инженера, техника.
Такая практика успешно существовала в СССР и существует во многих странах. Мое убеждение: ее необходимо возродить в нашей стране.
— ДОСААФ могло бы поддержать молодых людей, мечтающих о небе.
— Конечно. ОСОАВИАХИМ, а позже ДОСААФ во многом для этого создавались. В России не было и нет иной организации, оказывающей столь значимое влияние на формирование позитивного отношения молодежи к авиации, как Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России.
Нужно четкое понимание со стороны государства, что ДОСААФ России и, в частности, его авиация являются тем уникальным и доступным инструментом, с помощью которого можно подготовить большое количество летчиков, способных найти свое место как на военной службе, так и в гражданской авиации. Затраты здесь будут относительно невелики, зато эффект колоссальный.
— Что мешает развитию авиации ДОСААФ России?
— Прежде всего отсутствие четко определенного статуса в воздушном законодательстве. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: существует, по сути, целый подвид авиации, каждый день воздушные суда ДОСААФ России поднимаются в воздух, а обозначенного отнесения этой авиации к тому или иному виду нет. Так не должно быть.
Системная работа нашего комитета в этом направлении началась по результатам парламентских слушаний, посвященных проблемам ДОСААФ России, которые мы провели в 2018 году. Комитет активно включился в решение прежде всего вопроса определения статуса авиации ДОСААФ России путем внесения соответствующих поправок в Воздушный кодекс Российской Федерации.
— Авиация ДОСААФ должна получить статус государственной?
— На протяжении всей своей истории ДОСААФ был неразрывно связан с Вооруженными силами нашей страны. Его задачей было повсеместное содействие укреплению обороны. Эти задачи выполняла и авиация ДОСААФ, увлекая молодых людей в авиационные профессии, готовя молодой резерв для ВВС и ВДВ, поддерживая уровень профессиональный подготовки специалистов запаса, решая другие государственные задачи.
Соответственно, вся структура организации, система подготовки кадров, организации полетов и многое другое были смоделированы по образу ВВЧ. Эта система действует и по сей день. Наша задача — сохранить ее и создать условия, чтобы авиация ДОСААФ России была современной, востребованной и безопасной.
— Что бы вы хотели пожелать мальчишкам и девчонкам, мечтающим посвятить свою жизнь авиации?
— Стремитесь в небо! Профессия летчика, как я уже говорил, это не только тяжкий и подчас опасный труд, но и ощущение полета, ощущение невероятной свободы в бескрайнем воздушном океане, это бесконечная романтика!
Хочу поздравить всех своих боевых товарищей, сослуживцев и всех авиаторов нашей страны, в том числе специалистов авиации ДОСААФ, с наступающим праздником — Днем ВВС! Желаю новых успехов и безаварийной работы.