Участниками Договора являются 34 государства. Большинство из них не одобрили шаг Вашингтона. Российская сторона разъяснила необоснованность обвинений со стороны США в свой адрес в невыполнении соглашения. В свою очередь, у России к США тоже есть претензии. Но американцы, в отличие от нашей страны, отказываются их обсуждать в рамках консультаций.
В статье, которая опубликована в центральном органе Минобороны – газете «Красная звезда» - Сергей Рыжков объяснил, почему этот Договор перестал устраивать США. Она назвал две причины.
Одна, по его словам, связана с желание американцев монополизировать космические средства наблюдения, чтобы «на этом хорошо зарабатывать в будущем, продавая соответствующие материалы».
Вторая причина, отметил Сергей Рыжков, обусловлена стремлением не допустить инспекции территории США новыми российскими средствами наблюдения. Это проявилось еще в 2013 году, когда в ходе освидетельствования российских самолётов наблюдения Ан-30Б с цифровой аппаратурой наблюдения США предприняли первые попытки ограничить наши наблюдательные полеты. В 2013 году представители США - единственного из государств-участников – без объяснения причин отказались подписывать отчёт о допуске нашего самолёта к выполнению полётов по Договору. И только через 8 месяцев они признали итоги освидетельствования.
При этом, отметил начальник российского центра, преимущества Российской Федерации в получении информации значительно возросли. США неоднозначно отнеслись к планам России по модернизации своего авиапарка в рамках Договора. Еще при президенте Обаме ряд конгрессменов и некоторые спецслужбы призывали рассмотреть вопрос о выходе из соглашения.
По словам Рыжкова, ситуация ещё больше обострилась после успешной международной сертификации российских самолётов наблюдения Ту-154МЛк-1 в 2016 году и Ту-214ОН в 2018 году. «Первый наблюдательный полёт с отечественной цифровой аппаратурой наблюдения над США осенью 2017 года ещё больше подстегнул противников «открытого неба» в Штатах», - отметил Сергей Рыжков. «Стало очевидно, что на направлении внедрения в ДОН (Договор по открытому небу. – «МК») передовых технологий мы опережаем наших партнёров примерно на 6–7 лет», - признал он.
В отношении претензий к России со стороны США руководитель центра сказал: «Мы и сегодня готовы к диалогу с нашими партнёрами и к решению вопросов на основе взаимности. Выполнять ультимативные требования и поступаться вопросами нашей безопасности мы не намерены».