«У российских журналистов настали плохие времена?» - спросил меня во время интервью журналист популярного израильского телеканала. Иностранные коллеги стали перечислять последние задержания журналистов в России. Я ответила, что в этой тенденции скрыто большое позитивное зерно. «Что в этом хорошего? Вы о чем?!» - не понимали коллеги.
Я о том, что журналисты в последнее время престали писать только то, что угодно власти, перестали заглядывать в рот чиновникам, перестали бояться силовиков, у которых «на каждого репортера собрана папочка». Они научились отстаивать свои права и требовать от власти правды. Они стали наконец-то объединяться в защиту друг друга (истории Ивана Голунова, Светланы Прокопьевой, многих других - отличная тому иллюстрация).
Но все это, понятное дело, вызывает у отдельных сильных мира сего только изжогу. Негласная установка - указать СМИ их место. И место это не «четвертой власти», а обслуги интересов самих сильных мира сего. Потому дела против репортеров растут как грибы, а жалобы от них поступают со всех концов страны.
Вот только небольшая выдержка из обращений, поступивших в мониторинговый центр Совета по правам человека при Президенте за последние два месяца (данные руководителя центра Александра Алымова).
Нижний Новгород. Суд над руководителем ИА «Открытый Нижний» Александром Пичугиным за шуточный пост в телеграмм-канале «Сорокин хвост». Нашему коллеге предъявлено обвинение в публичном распространении заведомо ложной информации об обстоятельствах. Процесс закрыт! С чего бы? Журналистов (даже после писем СЖР губернатору и судье!) не пускают на заседания.
Вологодская область. Задержали (с применением силы) журналистов издания «Позиция» Евгения Доможирова и его коллеги Евгения Лапина. Их обвинили в нарушении режима ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией. В действительности Евгений Доможиров освещал проблему о незаконной застройки на одной из улиц Вологды.
Республика Карелия. Министр сельского и рыбного хозяйства Владимир Лабинов запретил журналисту объединенной редакции изданий «ТВР-Панорама» и «Петрозаводск говорит» Антонине Кябелевой находиться в зале открытого совещания. Объяснил - ему не нравятся ее публикации.
…На днях задержали больше двадцати журналисток около СИЗО, где сидит Иван Сафронов. Коллеги ждали, пока оттуда выйдет адвокат и даст комментарий. А «винтили» их только потому, что они были в одинаковых футболках с надписью «Свободу Ивану Сафронову». В протоколах писали: «приняла участие в скрытой форме коллективного публичного мероприятия» (чтобы понять, лучше перечитать дважды или даже трижды).
«Подумайте только, они уже сами выходят на акции протеста! – возмущался один генерал. – Что они о себе возомнили? С чего взяли, что они особая каста?
Ему и невдомек, что так и должно быть. Журналисты должны быть особой кастой, настоящей (а не фейковой) четвертой властью, которая служит людям, а не чьим-то интересам. Генералы и министры отвыкли от такой роли СМИ, мы сами в этом виноваты. Нашу мягкость приняли за слабость и безволие. Вот потому и жестко стали поступать с теми, кто вел себя не по написанному ими сценарию. Журналисты стали в наше время не просто источником свежих новостей, но теми, кто возвращает к реальности и заставляет думать о простых понятных вещах. О порядочности. О справедливости. О милосердии. И как говорил автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон, лучше иметь газеты без правительства, чем правительство без газет.