Хабаровский журналист и блогер Денис Ковалев прославился после того, как принял участие в скандальном реалити-шоу «Дом-2». Покинув проект, вернулся домой. Устроился на службу в администрацию Хабаровского края. Местные СМИ писали, что Денис работал в пресс-службе губернатора Сергея Фургала. Ковалев рассказал о работе с главой региона.
— Я не в чистом виде работал в пресс-службе: входил в так называемый губернаторский пул, куда приглашали определенное количество журналистов с разными мнениями, — этот момент стоит отметить. Правда, резко критикующих губернатора тоже не припомню — наверное, о таком факте тоже стоит упомянуть, — начал собеседник.
— То есть в пул набирали более-менее лояльных журналистов?
— Если вы про облизывание власти, ничего подобного не происходило. И пресс-секретарь губернатора Надежда Томченко всегда от подобных вещей уходила.
— Как бывшего участника скандального проекта «Дом-2» отобрали в пул?
— Я работал на местном радио. Брал интервью у губернатора. Видимо, мою адекватность оценили и пригласили в пул.
— Губернатора не смутило, что у него берет интервью участник реалити-шоу?
— Нет, абсолютно. Фургал знал, что я участвовал в «Доме-2», — его это не смутило, даже позабавило. Его удовлетворила моя свободная манера общения. Фургал из тех людей, которому не нравилась «паркетная» журналистика, поэтому мое прошлое его не оттолкнуло.
— У Фургала есть своя страничка в соцсетях, которая занимает высокие рейтинги.
— Его соцсети всегда были в лидерах. По рейтингу он стоит рядом с Собяниным и Кадыровым.
— Комментарии пользователей часто подтирались?
— Комментарии никогда не удалялись, что говорит о полной открытости губернатора.
— Он сам отвечал на комментарии?
— На комментарии реагировала специальная группа людей из его команды. Удавалось ли решить все проблемы — второй вопрос, но что проработка жалоб велась на разных уровнях — факт.
— Кто отвечал за его медийный образ?
— За медийный образ отвечала его пресс-секретарь. Но поймите, если бы Фургал оказался пустым исполнителем воли Москвы или Жириновского, то вряд ли с ним получилось бы нормально работать и тем более создавать образ. Сергей Иванович оказался не просто чиновником, а довольно интересным человеком, который был близок аудитории.
— Он сам контролировал соцсети?
— Перед тем как публиковать пост от его имени, Фургал внимательно его читал. Без его ведома ничего в соцсети не проходило. Так же он знакомился и с комментариями. Помню, во время интервью я задал ему каверзный вопрос — думал поймать его на том, что соцсети ведет пресс-служба. К моему удивлению, он выдал четкий ответ. Он помнил все «сторис», размещенные в его Инстаграме в тот или иной день. Думаю, что 80 процентов работы в соцсетях — заслуга самого Фургала, 20 процентов — его пресс-службы.
— Как складывались его отношения с подчиненными?
— Отношения с коллегами у него были сугубо рабочими — он всегда держал некоторую дистанцию. С коллективом мог посидеть, съесть кусок пиццы, как принято на праздниках. Не более того.
— Его боялись сотрудники администрации?
— По многочисленным видеороликам в YouTube, куда выкладывались эпизоды с совещаний, можно проследить за реакцией его подчиненных. Конечно, многие оказались не готовы к «разборам полетов», которые устраивал Фургал. Дело в том, что чиновники разных уровней, главы районов и крупных городов привыкли к договоренностям без присутствия прессы и лишних глаз. А Фургал своей позиции ни от кого не скрывал. Он в личных беседах и в присутствии прессы вел себя достаточно жестко и прямолинейно. Ему нечего было скрывать.
— Наверное, в администрации его недолюбливали?
— Подчиненные постепенно привыкли к его нраву. Кто с ним более-менее долго работал, знали, что вспышку гнева Фургала стоит переждать, ему давали выговориться, а потом уже люди вносили коррективы и дополнения, начинали спорить…
Сергей Иванович — харизматичный человек и политик. Он похож в этом плане на экранный образ Жириновского. Когда кричал, всем становилось страшно. Но вспышка гнева на какие-то неверные решения или исполнения быстро проходила. Потом его уже можно было забросать доводами, он думал, извинялся, если оказывался неправ, и даже менял свое решение — такое тоже случалось.
— Как губернатор относился к критике?
— Фургал готов был признать неправоту. Более того, с ним можно и нужно спорить. Он раздражался, когда с ним во всем соглашались и поддакивали.
«Всем наплевать, с кем он спит»
— Что у него с личной жизнью? Известно, что есть бывшая жена, о которой практически ничего не известно, дети.
— Может, это и неправильно с точки зрения журналиста, но меня его личная жизнь никогда не интересовала. Я его считал больше чиновником, чем публичным политиком. Чиновник — человек, который работает, проверяет, спрашивает, а не задвигает речи, поэтому я оценивал его по поступкам. Да и народу в регионе было наплевать, что происходит в его личной жизни.
— Насчет народа вы погорячились: людям всегда интересно, чем живут чиновники, кто их жены, на каких машинах передвигаются дети…
— Если с родственниками высоких чиновников не происходит скандалов, то всем наплевать на их личную жизнь.
— То есть близкие Фургала ни в каких скандалах не отметились?
— Ни разу ни одного скандала не произошло, связанного с именем губернатора.
— Может, ваши журналисты не пишут про такие скандалы?
— Очень даже пишут. Например, был у нас один губернатор, чей внук рассекал на дорогих машинах, играл за местный хоккейный клуб, хотя не забивал ни одной шайбы. Такое поведение «золотого» внука раздражало людей — про того чиновника много писали. А Фургал никогда не «светил» детей, жену, зато все наблюдали результаты его работы. Поэтому людям наплевать, с кем он спит, как живет, была ли у него жена, разведен ли он, сколько у него братьев и сестер…
— Семейная фотография на его рабочем столе стояла?
— Не могу вспомнить. Равно как и то, висел ли в его кабинете портрет Путина или Жириновского.
— Но какие-то моменты его личной жизни вам известны?
— Знаю, что Фургал — из многодетной простой семьи, имеет отношение к металлургическому бизнесу в городе. Он просто разговаривает — этого вполне достаточно. Еще такой момент: несколько недель назад умер от ковида его родной брат, депутат Заксобрания Хабаровского края.
— Сам Сергей Фургал жил на широкую ногу?
— Если служебный «Лексус», который положен по протоколу, и охрану можно считать «широкой ногой», то да, жил неплохо.
— Давайте уж не будем делать из него совсем бессребреника…
— В отличие от губернатора Хорошавина, у которого нашли золотые ручки и другие предметы роскоши, за Фургалом ничего подобного не замечали. Во всяком случае, в публичную плоскость ничего такого не выходило. Сергей Иванович, когда занял пост главы региона, сразу отказался от губернаторской яхты — пытался продать ее. Было уже два аукциона, но пока никто не купил. Он запретил чиновникам летать на частных самолетах, и даже бизнес-классом, отменил поездки на бессмысленные мастер-классы в Испанию и Японию. Конечно, сам по себе он не бедный человек, все-таки руководил крупным металлургическим заводом, но он не кичился богатством. Не летал в дорогие заграничные поездки, не хвастался тем, что его сыновья поступают в элитные вузы. Даже в его внешнем виде не было роскошества.
— Когда его арестовывали, журналисты заметили, что на нем дорогой костюм.
— Костюм как костюм. Давайте расскажу вам одну историю, связанную с его одеждой. Однажды вышел небольшой конфликт по поводу его внешнего вида — речь шла о головном уборе. Спор случился между пресс-службой и его бывшей женой Ларисой. Все дружно решали вопрос, как правильно одеть губернатора, чтобы вызвать народную любовь. После долгих переговоров решили не уделять внимание одежде, а одевать его просто, чтобы он не выделялся. Больше к вопросу одежды не возвращались.
— Когда он запретил чиновникам летать на частных самолетах, отменил заграничные поездки — на него обиделись?
— Не знаю, но что чиновники перестали жить на широкую ногу — факт. Они действительно стали бояться — хоть не Бога, так губернатора.
— У Фургала — серьезная охрана?
— Согласно протоколу у него есть охрана. Но она незаметная. Во время мероприятий люди спокойно могли подойти к губернатору, обнять его или в лицо выказать недовольство, размахивая руками, подарить что-нибудь или предложить попробовать какое-то блюдо. Никто людей от губернатора не отгонял, не мешал спонтанному выражению чувств. И всем казалось, что охраны рядом нет.
«В администрации готовы работать с губернатором, которого выберет народ»
— Как вы узнали о задержании главы региона?
— Из сообщений местных телеграм-каналов. Сначала думали, что фейк. Потом наступила растерянность, было непонятно, почему и за что задержали.
— Дальше начались митинги в поддержку Фургала. Говорили, что за протестами стоит пресс-служба губернатора…
— Неужели вы серьезно думаете, что хабаровчане такие бесхребетные и сами не в состоянии решать, за кого им выходить? «Нулевого пациента» в этой спонтанной акции не было — никто никого не организовывал, списков не составлял, денег не платил. Могу сказать, что представители пресс-службы сами офигели, когда увидели, какое количество людей вышло поддержать губернатора. Это было так же неожиданно, как и арест Фургала.
— В чем феномен Фургала?
— Феномен — в связке слова и дела. С его приходом что-то позитивное стало происходить в крае, популистские лозунги типа «Меньше зарплаты чиновникам!» реализовались на деле, а губернатор начал общаться с простыми людьми через прямой эфир в Инстаграме.
— В администрации готовы работать с другим человеком?
— Думаю, люди готовы работать с другим губернатором, но только с тем, которого выберет народ.
— Какие настроения сейчас у сотрудников администрации?
— Администрация сейчас внемлет словам прибывшего в Хабаровск полпреда Юрия Трутнева.
«Дядя не мог быть замешан в грязном деле»
Родственники Сергея Фургала выкладывают на своих страничках в соцсетях посты в поддержку губернатора. С прессой готовы общаться не все. Мы связались с племянницей Фургала — Евгенией.
— Как вы узнали о задержании вашего дяди?
— Из СМИ.
— Известно, что он окончил медицинский вуз, работал в больнице. Почему бросил профессию?
— Он работал врачом-невропатологом в деревне Поярково, где и родился. В больнице его до сих пор помнят. Я тогда была маленькой. Почему ушел из медицины — не знаю. Предполагаю, потому что платили мало.
— Когда он стал губернатором, то помогал родственникам продвинуться, например, по служебной лестнице?
— Дядя всегда помогал близким, даже когда не занимал высокий пост. Помогал словом и делом. Но вот чтобы кого-то продвигал — такого близко не было.
— К нему за советом члены семьи обращались?
— Он в нашей семье считался одним из самых умных — к нему за советом всегда обращались.
— Сколько у него детей?
— Трое.
— Вы были у него в гостях, как он живет?
— Живет он скромно. Я была у него в гостях — ничего особенного.
— В общении он какой?
— Очень простой.
— Что думаете о его задержании?
— Семья поддерживает его, никто не верит в предъявленные ему обвинения. Он добрый, справедливый, порядочный, честный человек. Дядя не мог быть замешан в таком грязном деле.