- Борис Игоревич, стоит нам ждать от власти новых эпохальных решений и инициатив в ближайшей перспективе?
- Те поправки к Конституции, которые касаются политической системы, значимы, но, во-первых, не радикальны, а, во-вторых, не требуют немедленных действий. Я не верю в досрочные выборы Думы. То же касается и других политических институтов: возникает возможность, но не необходимость действовать немедленно. Поэтому существенных подвижек в расстановке сил, думаю, не будет. Даже поправка об "обнулении" в ближайшие год-два значима лишь одном смысле: не будет даже малейших признаков эффекта "хромой утки".
У власти и так сегодня лежат на столе довольно трудные задачи. Первый их блок - реализация общенационального плана действий по преодолению последствий пандемии. Где пункт первый, - окончательно выйти из нее с минимальными потерями. Второе - решить проблему очередного спада ВВП, занятости и всего прочего.
Второй блок задач - те повышенные обязательства, которые взяла на себя власть поправками к Конституции. Если помните, в один кризисный год у нас вместо индексации пенсий была разовая выплата. Сейчас такой возможности уже нет. Плюс - минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, другие обязательства...
Словом, задачи сложные. Посмотрим, как власти будут справляться. Так, что на вопрос, чего ждать, я бы ответил, что ждать надо прежде всего результатов этой работы.
- Слухи о скорой отставке правительства - тоже всего лишь слухи?
- Все, что я знаю, - это то, что оценки действий правительства в период пандемии со всех сторон (и сверху, и снизу), скорее, позитивные.
- И эта информация, вы считает, не дает оснований для прогнозов о смене кабинета?
- Правительство меняется в двух случаях. Либо когда оно очевидно провалилось и требуется "козел отпущения". Но ничто на это не указывает. Либо когда нужен принципиально новый курс. Однако курс уже стал новым: задачи правительства изменились в марте. Этот кабинет уже имеет опыт кризисного управления. Так какой смысл его менять?
- По словам Валентины Матвиенко, принятие Конституции потребует "серьезного пересмотра действующего законодательства" - исправлению подлежат порядка 90 законов. Это рутинная работа, или здесь нас могут ждать некоторые, скажем так, сюрпризы?
- Трудно пока сказать. Хотя объем поправок достаточно большой в текстовом выражении, все равно в Конституции невозможно прописать весь объем позитивного права по этим вопросам. Сейчас, я думаю, и в обеих палатах, и в других институтах, имеющих право законодательной инициативы, составляют план действий по коррекции законодательства.
Слава богу, Валентина Ивановна не повторила свои слова о распространении особенностей нынешнего голосования на другие выборы. Те меры, которые вынужденно применялись по эпидемиологическим соображениям, требуют, на мой взгляд, серьезной оценки.
Простейший пример: все эти годы нам удавалось почти идеально соблюдать запрет на агитацию в "дни тишины" и распространение сведений о ходе голосования. Удавалось, поскольку голосовали один день. Теперь же и экзитполы появлялись, и информация ЦИК. И народ ходил, голосовал, выкладывал это в "Фейсбук", начиналось обсуждение... Удержать все это на протяжении семи дней практически невозможно.
- Всех, конечно, очень интересует, каким будет конституционный закон о Госсовете. Как считаете, станут торопиться с его принятием или отложат вопрос?
- Ну, далеко откладывать его, конечно, не будут. Этот институт появился в Конституции, однако не может быть создан в реальности, пока не будет закона. Никакой сверхспешки здесь нет, но, думаю, что в ближайшую или следующую думскую сессию закон о Госсовете появится. Во всяком случае, в качестве проекта.