Несмотря на то, что пика популярности движение BLM достигло в прошлом месяце на фоне убийства Джорджа Флойда в Миннеаполисе, появилось оно еще в 2013 году.
Поводом к основанию стала гибель 17-летнего афроамериканца Трейвона Мартина в феврале 2012 года в «белом квартале» в штате Флорида. Подросток был смертельно ранен дружинником из «соседского патруля» Джорджем Циммерманом, когда между ними произошла стычка.
Тогда возмущение вызвало то обстоятельства, что белого Циммермана, стрелявшего в безоружного черного парня, у которого при себе были только упаковка конфет и бутылка с чаем, оправдали в суде. Эта ситуация и побудила одну из основательниц движения Патрис Куллорс запустить хэштег #BlackLivesMatter, а другую активистку, Опал Томети, создать целый веб-сайт и официальные страницы в соцсетях, чтобы поддержать эту инициативу.
Вердикт вызвал массовые протестные акции во многих городах Соединенных Штатов. На улицы вышли митингующие - некоторые в футболках с надписью «Застрели меня, я чёрный» и с плакатами «Нет справедливости» и «Равноправие для всех». Так зародилось движение, а хэштег #BlackLivesMatter после массовых демонстраций из-за гибели еще двух афроамериканцев, Майкла Брауна в Фергюсоне и Эрика Гарнера в Нью-Йорке даже вошел в мировые тренды.
Сторонники BLM взяли на себя обязательство объединиться и бороться за мир, свободный от расовой дискриминации и полицейского произвола, где черное население также имеет социальную, экономическую и политическую власть. Так, в начале июня председатель отделения Black Lives Matter в Большом Нью-Йорке Хок Ньюсом утверждал, что движение «мобилизует» свою базу и ориентируется на создание высококвалифицированного «боевого» подразделения для противостояния полицейской жестокости. Эти планы заставили вспомнить о практике «Черных пантер», которые в 1960-е годы создавали вооруженные гражданские патрули.
Однако противостояние жестокости со стороны сотрудников правоохранительных органов - лишь часть деятельности организации. Black Lives Matter объединяет людей по всему миру, пропагандируя свои базовые ценности и рассказывая про свои культуру и историю. Каждый год сторонники движения проводят собрания, открывают фонды, собирают пожертвования для того, чтобы внести залог в суде и освободить незаконно арестованных афроамериканцев. Кроме того, организация помогла многим представителям черного населения найти рабочие места, а также дала возможность получить бесплатное образование.
«Глобальная сеть Black Lives Matter сильна благодаря нашему членству, нашим партнерам, сторонникам, сотрудникам и Вам, - подчеркивается на официальном сайте движения. – Мы продолжаем дело наших предков и боремся за коллективную свободу, потому что видим в этом наш долг».
Примечательно, что равенство в организации прослеживается во всем. В Black Lives Matter нет ни центрального руководства, ни формальной иерархии, а все сотрудники работают за пожертвования. Более того, каждый желающий имеет возможность создать свое небольшое отделение, которое впоследствии становится частью большой системы.
Основные идеи Black Lives Matter – порой конкретные, порой туманные – подробно изложены на сайте организации.
«Мы стремимся вместе бороться, придумывать и создавать свободный от античерного расизма мир, в котором каждый черный человек обладает социальной, экономической и политической силой для процветания», – провозглашает Black Lives Matter и продолжает: «С самого начала нашим намерением было объединить чернокожих людей всего мира, которые стремятся к справедливости, чтобы действовать вместе в своих общинах. Толчком к этому выбору было и остается безудержное и преднамеренное насилие со стороны государства».
Вот во что, согласно сайту движения, верят последователи Black Lives Matter.
«Каждый день мы обязуемся исцелять себя и друг друга, а также создавать вместе с товарищами, союзниками и семьей культуру, в которой каждый человек чувствует, что его видят, слышат и поддерживают. Мы признаем, уважаем и отмечаем различия и общие черты. Мы активно работаем ради свободы и справедливости для черных и, если уж на то пошло, для всех людей.
Мы намеренно создаем и воспитываем любимое сообщество, объединенное прекрасной борьбой, которая восстанавливает, а не истощает».
«Утверждая, что Жизни Черных Имеют Значение, мы не нуждаемся в том, чтобы смягчать свою позицию, – продолжается изложение «символа веры» BML. – Мы рассматриваем себя как часть глобальной Черной семьи... Мы руководствуемся тем фактом, что все чернокожие имеют значение независимо от их фактической или предполагаемой сексуальной идентичности, гендерной принадлежности, экономического статуса, способностей, инвалидности, религиозных убеждений или неверия, иммиграционного статуса или местоположения».
Утверждая, что движение стремится к миру, где чернокожие женщины не будут сталкиваться с сексизмом и женоненавистничеством, этот своеобразный манифест особо оговаривает, что движение «создает пространство для участия трансгендерных братьев и сестер»: «Мы саморефлексивны и выполняем работу, необходимую для устранения привилегий цисгендеров и повышения благосостояния чернокожих трансгендеров, особенно чернокожих трансгендерных женщин, которые продолжают подвергаться непропорционально сильному воздействию трансантагонистического насилия».
Еще в программных установках BLM звучит «намерение освободиться от жесткой хватки гетеронормативного мышления, или, скорее, веры в то, что все в мире гетеросексуальны».
Сообщая, что «мы практикуем эмпатию», движение декларирует: «Мы нарушаем предписанное Западом требование о нуклеарной семейной структуре (модель семьи, семья, основанной на разделении функций зарабатывающего деньги мужа и жены, ведущей хозяйство и ухаживающей за детьми – «МК»), поддерживая друг друга как расширенные семьи и «деревни», которые коллективно заботятся друг о друге, особенно о наших детях».
И еще Black Lives Matter провозглашают стремление к будущему без эйджизма, то есть без дискриминации по возрастному признаку: «Мы считаем, что все люди, независимо от возраста, обладают способностью руководить и учиться. Мы в наших обязательствах воплощаем и практикуем справедливость, освобождение и мир».