Напомним, что бэкграунд у отца Сергия (в миру - Николая Васильевича Романова), мягко говоря, непростой. Репутация у него подмочена в том числе в самом ужасном смысле этого слова: по имеющимся открытым данным, Романов отсидел 13 лет за убийство. Что не помешало ни обретению Николаем-Сергием священнического сана - в 2005 году он стал духовником женского монастыря в честь иконы Божией Матери "Спорительница Хлебов", - ни растущей популярности его в этом качестве: схимник слывет ярым защитников православных устоев.
В числе поклонников отца Сергия некоторое время находилась и бывший прокурор Крыма, нынешний депутат Госдумы Наталья Поклонская. Его называли даже - и, похоже, не без основания - духовником Поклонской. Но в прошлом году духовная дщерь сбежала от отца. По версии отца Сергия, Поклонская "разорвала отношения", поскольку "не хочет идти с православием".
Надо сказать, Наталья Владимировна проявила завидную предусмотрительность. В принципе уже на тот момент риторика Сергия сильно отдавала сильным душевным нездоровьем. Но то, что он несет сейчас, - вообще, как говорится, ни в какие ворота.
Вот, например, из свежего: "Те же люди, которые заключили нас под домашний арест, уже предупреждают о втором этапе вспышки эпидемии. И будут предлагать вакцинацию. В вакцине будут чипы. Для массы они будут смертельные. Сначала после вакцинации будет исцеление. Люди будут восторгаться такой дьявольской любовью от руководства страны, врачей и так далее. Но затем придут мучения и смерть... Эта власть от сатаны". Ну и так далее и тому подобное.
Кстати, последнее заявление было сделано уже после того, как екатеринбургский митрополит запретил ему "учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов". Соответствующий указ появился ровно месяц назад - 27 апреля. Собственно, нынешний запрет в служение - как раз наказание за нарушение прошлой епитимьи.
"Наконец-то официальная церковь решила действовать жестко, - радуется в своем "Фейсбуке" Сергей Чапнин, главный редактор альманаха "Дары" (в прошлом - ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии"). - Лучше поздно, чем никогда". Однако Чапнин не считает вопрос закрытым: "Посмотрим, был ли какой-то запасной план у Романова и его поклонников... Не исключено, что к осени, или чуть позже, когда начнется вакцинация от COVID-19, от РПЦ отколется новая секта. Она уже фактически сформирована и Сергий Романов пытается стать ее лидером".
Богослов и публицист, протодиакон РПЦ Андрей Кураев не видит, напротив, в самом Сергии серьезной опасности для церкви: "Схиигумен - это фрик даже по представлениям нашего "глубинного" народа. Человек с очень мрачной биографией. Убийца, осужденный судом... Совершенно очевидно, что это проходимец, принявший великую схиму не для того, чтобы уйти от мира и его проблем, а для того чтобы взобраться на авторитетную кафедру.
Отталкивает сама интонация его заявлений - интонация сталинского политрука. Я не знаю, каков будет его выбор. Если он решится встать на путь боданий, то какая-то аудитория у него, несомненно, останется. Но, думаю, у него нет шансов стать лидером сколь-либо заметного церковно-общественного движения. Тем более - находясь в конфликте с церковной иерархией".
Обретение Сергием священнического сана Кураев называет "личным грехом митрополита Викентия" - предшественника митрополита Кирилла. По версии Кураева, тот был "слишком погружен" в жития святых, наполненных рассказами про раскаявшихся разбойников. "Я понимаю его логику, - продолжает Кураев. - Ему очень хотелось стать свидетелем такого же чуда: "Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил..." Формально этому можно найти оправдание: считается, что крещение и монашеский постриг смывают все прошлые грехи. Но в реальности все, мягко говоря, гораздо сложнее".
Воцерковление, настаивает Кураев, не избавляет человека "от определенной идентичности, определенных психологических стигматов". Со временем "стигматы" могут напомнить о себе, что, собственно, считает Кураев, мы наблюдаем и в случаем с Сергием: "Убийца - это тот, кто присвоил себе право распоряжаться человеческой жизнью. Сегодня Сергий Романов пробует делать то же самое с помощью слова. "Идите на улицы, протестуйте, всех не убьют..." Ну, что это такое? Это и есть убийство словом. Убийцей был, убийцей и остался. Только наряженный в схимнические одежды".
Стоит уточнить, что отец Андрей тоже недавно был запрещен в служении. Но по прямо противоположной причине - за чересчур резкие и неэтичные, по оценке патриархии, высказывания в адрес церковных ковиддиссидентов.
Дело, уверяет Кураев, далеко не только Сергии: представителей схожего образа мыслей очень много сегодня в церковной среде. В том числе - среди архиереев. В качестве примера Кураев приводит проявившее на прошлой неделе обращение синода Православной церкви Молдовы (самоуправляемая часть РПЦ) - "по мотивам выступления Никиты Сергеевича Михалкова и в такой же стилистике".
Заявление, кстати, и впрямь удивительное. Вот лишь одно избранное место: "Вакцинация несет опасность микрочипирования или введения в организм человека инородных устройств..."
Корень проблемы опальный протодиакон видит в том, что "наши епископы пренебрегают своими пасторскими, учительскими обязанностями, не пробуют остановить эту волну суеверий". Ответственность за это несет, по мнению Кураева, в том числе патриарх Кирилл: "Патриарх не осадил молдавский синод, а это вполне в его компетенции".
То же самое - с Сергием. "Где внятная проповедь митрополита, которая опровергала бы бредни схиигумена?" - недоумевает протодиакон. Одними запретами, уверен он, "волну" не остановить.