МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Трампу позарез нужна победа над Китаем"

Кто выйдет победителем в противостоянии двух крупнейших мировых экономик

Информационная война между США и Китаем набирает обороты, подталкивая к новым сражениям в войне торговой. Но можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны: торговая война между двумя экономическими гигантами требует все новых усилий в обеспечении информационном. Впрочем, с какой стороны ни смотри, в основе этих схваток лежат интересы политические.

Фото: ru.wikipedia.org

С Трампом Пекину не повезло дважды. После почти безоблачных десятилетий отношений с Америкой при руководстве Клинтона, Буша и Обамы, когда Китай не без американской помощи нарастил приличный жирок, стал второй экономикой в мире и главным торговым партнером США, в этом прекрасном союзе (отдельные осложнения и дрязги не в счет) нарисовался Дональд Трамп.

Предвыборная кампания в Америке редко обходится без внешнего врага, на борьбу с которым надо объединиться, которому надо противостоять и на которого можно списать хотя бы часть проблем. В отличие от своих соперников, назначавших врагом Россию за грехи, которые для уха американского избирателя звучали абстрактно, Трамп на выборах 2016 года выбрал стратегию более удачную. Он объявил виновником вполне конкретных бед рядовых американцев Китай.

Чуть ли не в каждой предвыборной речи, чуть ли не на каждых дебатах с Хиллари Клинтон Трамп обвинял Пекин в том, что тот отнимает рабочие места у американцев, манипулирует курсом своей валюты, занимается кибершпионажем и кражей интеллектуальной собственности, несправедливо ведет торговлю…

В этих заявлениях была немалая доля правды, хотя и не вся. Большое количество рабочих мест и в самом деле уплыло из США в КНР, где стоимость труда гораздо ниже. Но кто ж был виноват в бесконечном стремлении американских компаний к увеличению прибыли, пусть и за счет свертывания производства на родине! А вот торговый баланс с Поднебесной на протяжении всех лет действительно держался явно не в пользу Америки. В 2018 году объем торговли между этими странами составлял $659,8 млрд. При этом США закупали в Китае товаров на $539,5 млрд, а продавали ему всего лишь на $120,3 млрд. Продавали бы куда больше, но Пекин выстроил на этом пути искусные барьеры. «Пекин использует нас как копилку, чтобы возродить Китай», — заявлял Трамп, обещая исправить эту несправедливость.

Как известно, первым к финишу пришла тогда не любезная китайскому руководству Хиллари Клинтон, а этот неприятный Трамп, который, не откладывая дело в долгий ящик, тут же занялся китайским вопросом. Поначалу все выглядело не так уж и страшно. Он встретился с председателем Си Цзиньпином и вроде бы о чем-то с ним договорился. Через полгода встретился еще раз. Но дело явно не пошло. А в результате Трамп громко обвиняет Китай в краже технологий и в наказание поднимает ввозные пошлины на китайскую одежду, обувь и электронику на общую сумму в $50 миллиардов. В ответ Китай повышает пошлины на товары из США.

Это уже было похоже на начало торговой войны. Эксперты и даже собственное министерство торговли предупреждают Трампа, что борьба с Поднебесной может пагубно сказаться на американской экономике. А на носу — промежуточные выборы, и это немалый риск. Нервничает не только торговое ведомство: у инвесторов на Уолл-стрит также начинают сдавать нервы — акции на бирже Доу-Джонс падают сразу на 742 пункта. Но Трамп, веря в свою звезду и мощь Соединенных Штатов, с азартом заядлого игрока вступает в сражение. На тот момент это стало его самым смелым, но и весьма рискованным шагом в материализации его политической программы «Вернем Америке былое величие».

Все дальнейшие события шли по нарастающей. Трамп, добиваясь уступок, усиливает давление на Китай и повышает пошлины на другие товары. И то же самое получает в ответ. Все попытки как-то договориться — а они все это время предпринимались — терпят неудачу, все больше напоминая игру «кто первый сморгнет». Китайцы не сморгнули: к удивлению президента США, они оказались стойкими игроками. А Трампу позарез нужна победа. Во-первых, это вопрос принципа: он хочет покончить с несправедливостью в торговле с Китаем и поставлять туда товары на равных. Во-вторых, это также вопрос его личного престижа. И, наконец, выгодный для Америки договор стал бы хорошим заделом для его переизбрания. И напротив, поражение в торговой борьбе с Китаем могло бы крайне осложнить дальнейшую карьеру Трампа в политике.

Поэтому американский президент поднимает ставки: в 2019 году он снова повышает пошлины на китайские товары на общую сумму $200 миллиардов. Он уверен, что это заставит КНР подписать договор на американских условиях. На этот вызов китайцы адекватно ответить не могут. Но, как ни тяжело, они все еще не готовы капитулировать и в отместку также поднимают ввозные пошлины — правда, на общую сумму лишь $60 миллиардов. Рады бы еще, но поднимать уже больше не на что: Америка просто не поставляет так много товаров в Китай, как китайцы — в США.

Раздражение Дональда Трампа растет. А вместе с этим растет и давление на соперника. Он идет ва-банк и вводит драконовские пошлины на общую сумму $300 миллиардов. Теперь уже любые китайские товары могут ввозиться в США только с уплатой по этим запретительным тарифам. Для Китая это может означать потерю значительной части американского рынка, то есть фундамента его внешней торговли, со всеми вытекающими последствиями: спад производства, падение доходов населения и прочие неприятности. При этом Трамп отчаянно рискует: торговая война с Поднебесной наносит ущерб целым секторам американской экономики.

Но его тактика приносит успех. В начале 2020-го Вашингтон и Пекин подписывают соглашение, главным пунктом которого стало обязательство КНР на протяжении двух следующих лет дополнительно закупать в США товары на сумму в $200 миллиардов, открыть китайский рынок для американских автомобилей, а также пойти на ряд других уступок. Не сказать, чтобы успех для Трампа был ошеломляющим, однако договоренность предусматривала дальнейшие переговоры, на которых он надеялся дожать Пекин до нужной кондиции. Но часть драконовских пошлин была отменена, так что и Китай вышел из этих переговоров, не слишком потеряв лицо.

Казалось, напряжение снято, но тут в отношения Китая с Америкой прилетает второй «черный лебедь». Трудно представить более неудачное стечение обстоятельств: эпидемия в Ухане (и сокрытие Китаем информации о ее масштабах), ошибки Трампа на первых этапах пандемии в США, предстоящие выборы и вызванный вирусным бедствием спад экономики.

Итак, до выборов остается менее полугода. Едва ли Америка придет к ним с налаженной экономикой: главного предвыборного козыря у Трампа больше нет. Зато есть шквал критики в связи с его действиями по борьбе с пандемией. И президент США снова переводит стрелку на Китай как на единственного виновника бедствия. Не проходит и дня, чтобы Трамп не обвинял Пекин и не грозил наказанием. И не только грозил: США вводят многочисленные ограничения для китайских компаний, финансовых институтов и частных граждан. Американский бизнес переносит операции в соседние страны, а правительство принимает меры, чтобы в целом уменьшить, а еще лучше — свести на нет зависимость экономики от Китая. Трамп был поражен, узнав, что 95% потребляемых в Соединенные Штаты антибиотиков производится в КНР. Он грозит полностью прекратить торговлю с Пекином, что для китайцев стало бы полной катастрофой, ибо нет на свете рынка более емкого, чем рынок США.

Но, похоже, за этим «артобстрелом» стоят не только предвыборные интересы. Своими санкциями Вашингтон очевидным образом сдерживает развитие конкурирующей экономики. Можно также предположить, что здесь присутствует и обычная для Трампа тактика: максимально подняв ставки, вызвать у оппонента панику, чтобы затем, слегка отступив назад и как бы дав противнику глоток воздуха, добиться своей цели. Поскольку к игре по наказанию Пекина присоединилась и Европа — второй по размеру рынок для китайских товаров, — скорее всего, китайскому руководству, сколь бы оно ни храбрилось, придется капитулировать.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах