Формулировка длинная, компонентов много, запомнить нелегко. Но в таких случаях всегда важно первое слово (остальное — уточнения, дополнения, детализация). Итак, решение принято простое: в школе вводят предмет «Патриотизм». Но разве его там не было?
В 2013 году во всех школах России появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Потом его переименовали в «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Там описан «Воспитательный идеал. Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа».
Идеал, как и горизонт, недостижим. Это очень удобно для сочинения всё новых концепций.
В апреле 2014-го появилась «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Там опять — буква в букву: «Национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную…» Понятное дело: повторение — мать учения.
Всё это начинается где с 4-го, где с 5-го класса. Поздно. К 11 годам человек уже сформирован. Он и к пяти годам уже сформирован — уже умеет понимать, когда ему врут, а когда говорят правду. К 5-му классу врать умеет любой ребёнок.
Что слышат дети от родителей, что он получает от телевизора и из интернета? Семилетний идёт в школу, он уже знает много, а уж чего и в какой лексике он наслушался, ещё лёжа в колыбели, — уму непостижимо. И вероятно, он слышал всё что угодно и о чём угодно, но не о любви к Отчизне и к власти. В бедной семье он, ещё не умея говорить, наслушался проклятий. А в богатой? Он же знает, куда всей душой стремятся папа-мама. Не в тундру, не в тайгу, не на стройки коммунизма, а на Лазурный берег или хоть на турецкий.
Про стройки коммунизма — не ошибка. В 1961 году нам ввели «Моральный кодекс строителя коммунизма». По просьбе Хрущёва несколько опытных пропагандистов его часа за полтора сочинили с похмелья. А потом его учила вся страна, в том числе наш президент. Все зубрили, сдавали зачёты, преподавали, писали, брали повышенные соцобязательства… Ну и куда ухнули все эти усилия? Они обернулись тотальным цинизмом.
А теперь? Сидя на коленях у папы и слыша, как папа матом кроет депутатов, которые поют о патриотизме, а вилла у них — в Майами, а счёт — в офшоре, а детки — в Лондоне…
Вот пример реальной школьной программы, предмет — «Основы светской этики». Методичка:
«Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 часа).
Цель: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления у младших школьников познать историческое прошлое своей страны, своего города.
Задачи: формирование у детей образа родной страны; воспитание в детях радости от того, что мы родились и живём в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории; сплочение детского коллектива. ("Воспитание в детях радости" — таких формулировок умственно здоровый человек придумать не может. — А.М.)
Основные термины и понятия: Россия, родина, столица, президент, государственные символы.
Музыкальная заставка: «Гимн России».
Ребята, послушав эту песню, вы, наверное, догадались, о чём у нас с вами пойдёт речь? Да, о России, о её широких просторах, её величии и красоте.
Наша страна занимает самую большую площадь среди всех стран мира. Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — её зелёный наряд — леса. А если посмотреть на карту Солнечной системы, то Земля предстанет перед нами малышкой голубого цвета, на которой отчётливо видна наша страна, самая большая по площади, занимающая 1/6 часть суши.
Представьте, что видят из космоса другие обитатели космических просторов... А что они про нас знают? Расскажем Лунтику и его друзьям про нашу страну?»
Лунтик? Инопланетянин! Какая прелесть! Желая быть полезными в деле воспитания патриотизма, мы предлагаем идею наглядного урока, который детям сразу понравится, и они его хорошо запомнят. Известно же: надо обучать играя. Вот наша методичка:
УЧИТЕЛЬНИЦА. Девочки, сейчас каждая из вас будет Россия. Станьте на колени в проходах между партами, упритесь локтями в пол и опустите голову. Мальчики, вы президенты. Пусть каждый пристроится сзади к России и поднимает её с колен!.. Вася, что ты плачешь?
ВАСЯ. Мне не хватило России.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ну что с тобой делать? Давай, пристраивайся ко мне.
На уроке патриотизма, где Земля предстаёт перед нами «малышкой голубого цвета», Россия занимает 1/6 часть суши. Но когда ребёнок потом придёт на урок географии или просто откроет калькулятор и разделит площадь суши планеты Земля на площадь России, он увидит, что она занимает чуть больше 1/9. И это несовпадение арифметики с патриотизмом станет для него неприятным открытием. Впрочем, не первым.
Если верить соцопросам, то 53% молодых россиян хотят уехать. Молодыми у социологов считаются граждане от 18 до 24. У некоторых из них есть дети, у многих — младшие братья и сёстры. Что слышит и впитывает мелюзга, когда при ней очень откровенно день за днем обсуждают цель и причины эмиграции?
Отвечать на уроке ребёнок будет как полагается: по учебнику, про все идеалы. Но что он будет думать, что он будет чувствовать?
Президентская формулировка предлагает «формирование у обучающихся чувства патриотизма». Есть большое сомнение в том, что чувства можно формировать и что это способны сделать покорные учителя в обычных школах.