В пресс-службе Верховного суда республики подчеркнули, что в связи с пандемией коронавируса на заседание допускаются только непосредственные участники процесса. Материалы дела оказались в суде в апреле, а предварительные слушания прошли 8 мая.
Напомним, с 4 апреля по 28 мая 2014 года Ислямов был вице-премьером Крыма, правда, за два месяца нахождения на высоком посту он практически ничем не запомнился крымчанам. По официальным данным, он успел лишь стать зампредседателя оргкомитета по подготовке мероприятий ко Дню памяти жертв депортации и главой оргкомитета по подготовке к празднованию национального праздника «Хыдырлез» (символизирующего начало полевых работ, который в итоге не состоялся). Поэтому никто не удивился, когда глава Крыма Сергей Аксенов уволил его с формулировкой «за профессиональную непригодность».
В мае 2014 года первый заместитель председателя государственного совета республики Григорий Иоффе, комментируя отставку Ислямова, заявил, что тот слишком плотно работал с ныне запрещенным в России и признанном экстремистской организацией «Меджлисом крымских татар», хотя его изначально предупреждали о недопустимости такой связи. Видимо, будущий фигурант уголовного дела пытался усидеть на двух стульях, но не смог.
Как бы там ни было, сразу после отставки Ислямов выехал на Украину, где стал одним из организаторов продовольственной и энергетической блокады полуострова. Боевиками добровольческого батальона «Донбасс» были подорваны ЛЭП в Херсонской области, в результате чего Крым зимой остался без света и отопления. Ленур Ислямов покрывал боевиков, обещая их спрятать от правосудия.
Разумеется, на Украине его часто спрашивают, как и зачем он сотрудничал с крымскими властями. Ислямов отвечает, что его в правительство Крыма делегировал курултай крымских татар. Якобы он должен был провести там небольшое время, чтобы снять напряжение между русскими и крымскими татарами. Формально все именно так и было – будущего организатора диверсий действительно направили в правительство по «национальной квоте», вот только другой крымский татарин Заур Смирнов точно так же и тогда же возглавил Государственный комитет Крыма по межнациональным отношениям, но просидел на своей должности 3,5 года.
В России Ислямова знали как московского миллионера. В частности, он был владельцем банка, транспортной компании, крымско-татарского телеканала и сети магазинов техники. Но как только Ислямов убежал на Украину, его бизнес в России начал сыпаться. Финальным аккордом стала блокада полуострова, с началом которой окончательно иссякла его российская бизнес-империя.
- Если Ленур Ислямов и влиятелен, то только в очень узких и часто маргинальных кругах. Его однозначно нельзя назвать фигурой всеукраинского масштаба, лидером мнений и так далее, - считает украинский адвокат и эксперт «Киевстратпро» Кирилл Барашков. - На мой взгляд, 80% украинцев не смогут сходу сказать, кто это такой и чем он сейчас занимается. Наверное, какой-то вес он имеет среди крымско-татарских активистов, но для остальных Ислямов ничего не значит. На Украине происходит много «веселых» событий, на фоне которых он теряется.
В целом это фигура даже не третьего, а четвертого плана. При этом организация блокады Крыма тоже не нашла всеобщей поддержки украинского общества. Это не воспринималось как нечто позитивное. Большинство людей считали, что блокада не решает проблему полуострова. В общественном сознании акция утвердилась скорее как медийное событие. Сегодня участники блокады практически никак о себе не напоминают.
Впрочем, даже если сейчас крымский суд вынесет Ислямову обвинительный приговор за организацию блокады полуострова, это не приведет к каким-то значимым последствиям. Во-первых, Украина не признает решение судов Крыма. Во-вторых, большинство стран мира тоже не считают Крым частью России. Безусловно, в России зафиксируют вину Ислямова, но сделать ему ничего не смогут. Конечно, у Ислямова есть российское гражданство, поэтому технически Москва может делать запросы на его задержание в разных странах мира. Но до глобальных изменений на международной арене ему ничего не угрожает.