На пресс-конференции 19 мая г-н Бурматов собщил, что уже направил в Минздрав, Роспотребнадзор и Российскому экологическому оператору (занимается координацией работы региональных мусорных операторов) письмо с предложением распространить на ставшие товарами массового спроса маски, перчатки, респираторы, щитки и защитные очки те же правила утилизации, что действуют в медучреждениях. Сейчас всё это, выброшенное гражданами в обычные баки для сбора мусора, урны, а то и прямо на улице, собирается и вывозится на полигоны вместе с прочими твердыми бытовыми отходами. В больницах же или поликлиниках использованные маски и перчатки, как того требует утвержденный Роспотребнадзором СанПин, особым образом собирают, обеззараживают (например, обрабатывают паром высокой температуры), и утилизируют на основании договоров, заключенных со специализированными организациями.
«Согласитесь, есть нечто сюрреалистическое в том, что если вы вышли в маске из больницы и бросили ее в урну на территории больницы - это опасный медотход, но если вы вышли за территорию больницы и точно так же бросили маску в урну, которая за её территорией - ничего опасного, перед нами обычный твердый коммунальный отход, его может собирать дворник или сотрудники фирмы по вывозу мусора, которые никак не защищены, и вывозиться этот отход будет на обычные мусорные свалки, где будет разлагаться в лучшем случае десятилетиями»,- сказал «МК» г-н Бурматов. По его словам, в течение последних месяцев вне больниц используется «около 10 млн.единиц медизделий ежедневно», а рекомендация Роспотребнадзора «заворачивать использованные маски и перчатки в отдельные полиэтиленовые пакеты ещё как минимум в 2 раза увеличивает объем отходов».
Предложенная схема стоит денег. Но глава думского Комитета по экологии считает, что «те учреждения, которые продают маски и перчатки гражданам, в состоянии оплатить услуги специализированных организаций, и ничто не мешает аптекам, которые получают сейчас сверхприбыли, установить отдельные контейнеры, и сдавать потом собранное тем, кто занимается утилизацией медизделий профессионально». Дополнительные мощности, которые придется развернуть таким специализированным компаниям, впоследствии можно будет использовать для утилизации других опасных медотходов, образующихся в быту: использованных шприцев, просроченных и нет таблеток, блистеров, полагает депутат.
Но маски и перчатки продаются не только в аптеках, но и в магазинах, в метро, на рынках, в Интернете. Где может поставить бак интернет-магазин, торгующий медизделиями в розницу, или должны ли специальные баки быть у всех выходов из метро или магазинов - непонятно…
Ответа из правительства в Госдуме ещё не получили. Между тем 17 мая представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович заявила, что маски «надо утилизировать как бытовые отходы, они представляют опасность непосредственно, когда снимаются, но после какого-то времени - практически нет». Как быть с перчатками - в ВОЗ не думали, потому что в мире в основном в качестве средств защиты используются маски, сказала она в эфире YouTube-канала главы другого думского Комитета - по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева («ЕР»). Кстати, г-н Николаев тоже привел тогда цифры, говорящие о масштабе проблемы: ежедневная общая потребность России в масках - 50 млн.штук, 10 железнодорожных вагонов, при этом достоверных исследований о том, насколько опасны такие отходы пока нет.
Г-н Бурматов не стал комментировать журналистам вышеприведенное заявление г-жи Вуйнович: «мне сложно оценивать её слова, потому что я лично обсуждал с ней этот вопрос, она меня поддержала и её заявление на эту тему ранее цитировалось федеральными СМИ». В Госдуме обязательно будут проведены парламентские слушания с участием экспертов по проблеме медицинских отходов, как только смягчат противоэпидемические ограничения, заверил глава Комитета по экологии.