Константина Котова осудили в сентябре 2019 года по статье 212.1 Уголовного кодекса — она позволяет посадить на срок до 5 лет любого, кто больше трех раз за полгода был административно наказан за малейшее нарушение правил проведения уличных мероприятий. Но 27 января 2020 года Конституционный суд велел приговор пересмотреть, потому что обстоятельства дела суды первой и второй инстанции не изучили должным образом, а сажать за решетку человека, чьи действия не несли реальной угрозы общественному порядку, нельзя. 2 марта 2020 года Кассационный суд решение о вступлении приговора в силу отменил и отправил дело снова в Мосгорсуд. Котова перевели из колонии в следственный изолятор в Капотне.
Из-за объявленного в конце марта президиумом Верховного суда и президиумом Совета судей особого режима работы судов назначенное было на первую «нерабочую» неделю заседание перенесли на 14 апреля. «Нерабочим» потом стал весь месяц, а особый режим работы судов продлен — с рекомендацией рассматривать лишь дела безотлагательного характера, а все прочие лишь «с учетом мнений участников судопроизводства» и условий режима повышенной готовности в регионе. Но Мосгорсуд почему-то теперь решил с делом Котова больше не тянуть и рассмотреть его по существу.
Но дело Котова — резонансное. На все предыдущие заседания приходило множество людей, процесс подробно освещала пресса. Теперь же противоэпидемический запрет на проход в здание судов посетителей-зрителей и журналистов привел к тому, что в большом зале собрались лишь 9 адвокатов Котова (в масках и перчатках), представители прокуратуры, судья и сотрудники суда. Сам Котов участвовал в заседании по видеоконференцсвязи из СИЗО-7.
Собственно, только со слов адвокатов и информации пресс-службы Мосгорсуда мы и можем судить о том, что происходило в зале.
Адвокаты просили изменить на время процесса меру пресечения Котову на не связанную с ограничением свободы и представили поручительства известных людей, среди которых — кинорежиссер Сергей Звягинцев, писатель Людмила Улицкая, протоиерей Алексей (Уминский), главы трех муниципальных округов Москвы. Суд отказал.
Повторно допрашивать полицейских, участвовавших в задержании Котова на выходе из метро 10 августа 2019 года, суд тоже не захотел. Как и повторно исследовать ранее исследованные материалы — «сторона защиты не привела законных оснований». А потом вдруг выяснилось, что из дела исчезла флешка с записью того самого задержания…
В итоге заседание было отложено до 16 апреля. Начнется оно с рассмотрения ходатайств о просмотре видеоматериалов и о допросе свидетелей «с учетом их явки» — повестки секретарь суда уже выписала, сообщили «МК» в пресс-службе Мосгорсуда.
Какие свидетели, если число заболевших в столице растет, сказать наверняка, кто болен, а кто нет, невозможно, среди тех, кого защита хотела бы допросить, как сообщила «МК» адвокат, есть люди пожилые и с хроническими заболеваниями? «Мы стоим перед нелегким моральным выбором: выдергивать или нет людей из самоизоляции, рискуя их здоровьем, даже с их согласия, ради спасения человека из тюрьмы», — говорит адвокат.
Насколько может процесс в столь странных условиях обеспечить полноценное изучение всех обстоятельств дела, как того требовал Конституционный суд, — вопрос открытый.