В сериале «Слуга народа» президент Украины Василий Голобородько объединил развалившуюся страну, воспользовавшись взрывом в шахте «Галицкого королевства». На помощь львовским шахтерам приехали донецкие, после чего все жили долго и счастливо. Казалось бы, нынешняя пандемия является отличной возможностью попробовать реализовать сценарий на практике, но ни Владимир Зеленский, ни его правительство даже не попытались сделать этого. Вместо этого Киев сократил в 10 раз поток людей через линию соприкосновения, а ДНР и ЛНР в ответ полностью «прикрыли лавочку». Обе стороны конфликта на Донбассе мотивировали свое решение вспышкой коронавируса у соседей.
Между тем оказание гуманитарной помощи жителям самопровозглашенных республик в виде медицинских масок, средств дезинфекции и так далее могло бы стать не менее красивым жестом, чем обмен пленными или разведения войск на трех участках фронта. Но реальная жизнь, видимо, слишком сильно отличается от кино. Стороны конфликта даже стрелять друг в друга не прекратили, в среднем противники обстреливают друг друга около 10-20 раз за сутки.
В гуманитарной подгруппе участников переговоров в Минске сейчас наиболее актуальным вопросом почему-то считается обмен пленными. Стороны пытаются установить местонахождение пропавших без вести за время войны, опознать тела и так далее. Например, в Донецке утверждают, что у них есть 8 украинских военнопленных, к которым можно допустить родственников. Этих людей готовы освободить, но взаменхотят получить 10 пленных из Украины. Договориться пока не получается, причем причины не изменились с 2019 года – не могут верифицировать людей, торгуются по составу групп на обмен и так далее. Про возможность занести на свою территорию коронавирус никто не вспоминает.
Вместе с тем, в конце марта министр по вопросам неподконтрольных Украине территорий Алексей Резников заявил, что Киев собирается передать в ЛНР и ДНР гуманитарную помощь для борьбы с коронавирусом, которую доставят международные организации. Представитель Луганска в рабочей группе по гуманитарным вопросам Контактной группы Ольга Кобцева сразу же заявила, что даже если груз прибудет в самопровзолгшаенную республику, он будет не от Киева. По ее словам, международные организации работают в ЛНР на основании определенного мандата, который ничего общего не имеют с украинскими властями.
Почему стороны конфликта не хотят обсуждать взаимопомощь во время пандемии коронавируса, «МК» выяснил у экспертов:
Денис Денисов, глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
- В то время, как в новостной повестке всего мира доминирует пандемия коронавируса, ДНР, ЛНР и Киев обсуждают все те же темы, что и в прошлом году. Ситуация удивительная, но объяснить ее можно тем, что за прошедший месяц украинские партнеры сделали массу пропагандистских заявлений, нацеленных на то, чтобы максимально дискредитировать Донецк и Луганск в их борьбе с заразой. В частности, глава МВД Украины Арсен Аваков неоднократно заявлял о том, что ДНР и ЛНР скрывают данные по заболевшим. Он просто выдумал эту историю, чтобы напугать жителей самопровозглашенных республик. Естественно у Донецка и Луганска нет никакого желания обсуждать с Киевом совместную борьбу против коронавируса. Поскольку участникам гуманитарной подгруппы нужно чем-то заниматься даже во время пандемии, они продолжают обсуждать обмен пленными. В принципе, коронавирус - не самая большая сложность на их пути. Сегодня появляются все более совершенные системы тестирования, поэтому освобожденных можно будет оперативно проверить и при необходимости поместить в карантин.
Что касается проблемы коронавируса в целом, то пока ситуация в ДНР и ЛНР остается под контролем. Им хватает собственных ресурсов для борьбы с заразой. При этом власти самопровозглашенных республик обзавелись прямой «горячей линией» с Минздравом России, поэтому в случае необходимости можно будет рассчитывать на оперативную помощь.
В перспективе можно будет ожидать того, что даже после победы над коронавирусом Киев не захочет открывать пункты пропуска на линии фронта с ДНР и ЛНР. В частности, он будет говорить, что не доверяет их заявлением. А на практике это будет означать нежелание платить людям пенсии и так далее.
Владимир Жарихин, замглавы Института стран СНГ:
- Проблема в том, что Киев действует в рамках того стереотипа, который сформировался у него еще в 2014 году при подписании Минских соглашений. Вырваться за его границы не получилось даже в экстраординарных условиях, связанных с коронавирусом. Для этого у правящей элиты Украины недостаточно политической воли. Зеленский и его команда все еще слишком боятся реакции со стороны радикальных сил, в частности, переживают за возможность государственного переворота. Насколько оправданы эти страхи, сказать сложно. При этом гуманитарная помощь Киева Донецку и Луганску вполне могла бы улучшить ситуацию с мирными переговорами. Но совсем не факт, что украинские власти искренне к этому стремятся.