Первым на возможность обнуления президентских сроков сразу после выступления Путина перед Федеральным собранием указал близкий Кремлю политолог Дмитрий Бадовский. Он, конечно, выражался весьма витиевато, но основной аргумент передал верно. Поскольку в статьи, касающиеся высшей власти, предполагается внести определенные изменения (на тот момент еще не было понятно, какие именно), Конституционный суд должен будет разъяснить, получит ли Владимир Путин право выбираться вновь, предположил Бадовский. Потом эту идею подхватил экс-помощник президента Владислав Сурков. В своем интервью он пояснил, что уточнение полномочий главы государства потребует, чтобы отсчет президентских сроков был начат заново. «С новыми полномочиями это будет как бы другой институт президента, на который не могут распространяться нынешние ограничения. Если власти не пойдут на новый отсчет, они сильно погрешат против юридической чистоты», — заявил он. А его интервьюер — директор центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков — пророчески добавил, что руководствоваться в Кремле «будут не ссылкой на абстрактный дух закона, а логикой политической целесообразности для страны и системы».
В рабочей группе по изменению Конституции возможность обнуления президентских сроков в свою очередь назвали конспирологией. Поэтому и сенатор Андрей Клишас, и депутат-правовед Павел Крашенинников клятвенно уверяли журналистов, что ничего подобного в контексте правки Основного закона не обсуждается. Однако более показательным в данном случае был комментарий пресс-секретаря ВВП Дмитрия Пескова, который ничего отрицать не стал. И лишь скупо отметил, что это-де личное мнение Владислава Суркова, который уже является частным лицом, а не сотрудником АП.
Впрочем, нужно было внимательно прислушиваться к тому, о чем спрашивали и что говорил сам Владимир Путин на встречах с общественностью в разных регионах.
Так, 18 января в Санкт-Петербурге ветеран ВОВ заявил, что старшему поколению хотелось бы, чтобы «продолжительность деятельности по руководству страной не ограничивалась конкретными сроками». 4 февраля в Череповце местная учительница предложила считать голосование «за» поправки в Конституцию автоматическим продлением полномочий Путина еще на 6 лет. Так, по ее словам, государству не придется тратиться на организацию очередных президентских выборов, а народ будет понимать, что у него впереди еще годы стабильности. Наконец, 6 марта в Иванове многодетная мать Светлана Орлова прямо спросила Путина, почему он категорически отказывается от предложений «дольше оставаться у руководства государством». «Вы же понимаете, что этого хотят ваши сторонники и люди, которые вам доверяют. Вы уже устали от этой работы? Просто по вам не скажешь», — заявила она.
Квинтэссенция ответов Путина на вопросы «от народа» в понедельник прозвучала в его выступлении перед депутатами Госдумы. Причем ВВП вспомнил, что не совсем корректно ответил питерскому ветерану. Тогда он сказал, что не хотел бы «вернуться в ситуацию середины 1980-х годов», но это сравнение было неправильным, ведь в СССР «не было никаких выборов, все (кому переходит власть. — «МК») решалось келейно». По словам Путина, убирать ограничение по числу президентских сроков было бы нецелесообразно, поскольку в долгосрочной перспективе общество должно иметь гарантии регулярной смены власти. «Сейчас стабильность должна быть в приоритете. Но когда политическая, экономическая, социальная сферы обретают внутреннюю устойчивость, зрелость, когда государство становится более мощным и трудно уязвимым извне, тогда на первый план выходит сменяемость власти», — сказал он депутатам, по сути, повторив свой собственный ответ Светлане Орловой из Иванова. Кстати, тогда же, в Иванове, президент дал понять, что ничуть не устал, воспринимает свою должность «не просто как работу, а как судьбу» и понимает людей, которые с ним связывают надежды на стабильность и развитие. При этом на всех встречах с общественностью ВВП подчеркивал, что не согласится на схему продления своих полномочий, «которая будет разрушать страну». Именно по этой причине им были отвергнуты поправки о Госсовете и о парламентской республике. А вот механизм обнуления сроков никакого двоевластия или смены политического строя не предусматривает — и Путин его поддержал.
Теперь голосование «за» весь пакет конституционных поправок фактически даст ему моральное право выставить свою кандидатуру на очередных президентских выборах 2024 года. Которые, естественно, будут альтернативными.