Турецкая армия, поддержавшая укрывающихся в Идлибе боевиков в столкновении с сирийской армией, в разгар боев дополнительно перебросила в Идлиб более 120 орудий и минометов, свыше 10 реактивных установок залпового огня, станции артиллерийской разведки и радиоэлектронной борьбы. Но наибольший ущерб армии Асада нанесен с помощью группировки беспилотных летательных аппаратов, в том числе семейства «Anka» и «Bayraktar».
По данным турецкой стороны, беспилотники уничтожили более 20 БМП-1, свыше 10 122-мм артустановок «Гвоздика» и пять 152-мм самоходок «Акация», более 50 танков, а также значительное количество военных автомобилей.
Тяжелые аппараты Anka S взлетной массой 1600 кг способны нести управляемые ракеты и корректируемые авиамбомбы общей массой в несколько сот килограммов. Аппарат TB2 Bayraktar имеет меньшую массу - порядка 450 кг. Bayraktar TB2 способен нести две противотанковые управляемые ракеты и планирующие бомбы с лазерным наведением. В Идлибе они эффективно поражали наземные цели и серьезно досждали сирийцам.
Турецкая армия располагает значительным флотом беспилотников, в том числе ударных, большой продолжительности полета. Это Anka, Anka 1, Anka S, Akinci, TB2 Bayraktar, Aksungur, Karayet. Аппараты Anka и другие разработаны компанией Turkish Aerospace Industries (TAI). Стоимость некоторых беспилотных комплексов превышает десять миллионов долларов США.
Ударные дроны, кроме турецкой армии, имеют армии США, Израиля, Китая, Ирана.
А вот российская армия пока от промышленности ударные дроны так и не получила. В высокой степени готовности лишь аппарат «Орион» массой в тонну. Но и он пока в серию не пошел. Разрабатывает беспилотник компания «Кронштадт», которую недавно посетил уже в новом качестве бывший премьер Дмитрий Медведев.
Большие проблемы с разработкой тяжелого - 4-5-тонного аппарата «Альтаир». Проект перешел от казанского КБ имени Симонова в Уральский завод гражданской авиации. Пока вместо готовых изделий лишь обещания.
Еще более тяжелый аппарат «Охотник» разрабатывается в КБ Сухого. В прошлом году он совершил первый полет, а, значит, до серийного производства еще очень и очень далеко.
Как же получилось, что турецкий авиапром опередил российский в беспилотной тематике? По мнению экспертов, Турция раньше начала работы в этой области и направила в этот сегмент значительные средства. К примеру, работы над тяжелым Anka-S начались в 2004 году, после того, как США отказались поставить Турции свои ударные дроны Reaper и Predator.
На первом этапе Турции большую помощь в разработке дронов оказал Израиль. Посел того, как отношения с Израилем у Анкары испортились, Турция сделал ставку на собственные силы. И результат не заставил себя ждать.
Российский авиапром проспал беспилотную революцию. В 90-е годы когда ВВС РФ массово избавлялись от парка однодвигательных самолетов МиГ-23, МиГ-27, на новые проекты денег не было. Да и позже, в начале следующего десятилетия, командование ВВС долго дискутировало - нужны или нет беспилотники.
Затем многие фирмы начали осваивать беспилотную тематику. При этом ставка в основном делалась на заимствование иностранных разработок в области легких разведывательных аппаратов и использование импортных комплектующих - двигателей, радиоэлектронного оборудования, средств управления и связи. После 2014 года, когда Россия столкнулась с западными санкциями, этот путь показал бесперспективность.
Работы по созданию беспилотников плохо координировались. В результате в стране сегодня большое количество разнообразных легких дронов и ни одного серийного тяжелого ударного летающего дрона.
Большие проблемы есть с созданием отечественных двигателей для беспилотных аппаратов. Импортные же двигатели на военные аппараты ставить нельзя.
«Очевидно, развитие ударной беспилотной авиации в России получит в ближайшее время ускорение, - сказал «МК» директор Центра политической коньюктуры Иван Коновалов. - Один из методов - усиление спроса со стороны Минобороны РФ к авиационным фирмам, получившим гособоронзаказ на разработку военных дронов. В том числе предъявление штрафов за срыв сроков исполнения заказов».
Читайте материал: Эрдоган прокомментировал договоренности с Россией по Идлибу