Эрдоган потратил две недели, чтобы вынудить Кремль согласиться на переговоры, которые на самом деле ему не нужны. Сначала речь шла о саммите с привлечением Эммануэля Макрона и Ангелы Меркель в Стамбуле, но российская сторона эту идею отвергла начисто, поскольку Путин оказывался в заведомо уязвимом положении - "один против трех".
Потом турки заговорили о согласовании двусторонней встречи в Анкаре или в Стамбуле 5 марта. Но пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков назвал эти заявления "фейком" - "в этот день у президента другие рабочие планы". Эрдогану ничего не оставалось делать, как прибегнуть к тактике понуждения к переговорам: он запросил поддержку у НАТО, отменил намеченное на апрель развертывание С-400, начал угрожать перекрытием проливов, а также позвонил Дональду Трампу. "Он меня спросил: как думаешь, чего хочет Путин в Сирии? Я ему ответил, что не знаю, но потом сказал: у них там есть тема нефти. Трамп заинтересовался: а там есть нефть? Я сказал: да, есть", - пересказал свой разговор с американским лидером Эрдоган.
На этом фоне Кремль все-таки решил пойти на уступки и согласиться на встречу 5 марта, но уже на своей территории. Причем, не в Сочи, как это было бы удобно Эрдогану, а в Москве: ведь "рабочие планы" по внутренней повестке никто не отменял. В этот же день ВВП, как и обещал Песков, намерен встретиться с лидерами думских фракций по поправкам в Конституцию. Эта тема преподносится как более важная, поэтому для российско-турецких переговоров заранее установлен временной лимит - 4 часа с учетом обеда. Уже известно, что турецкого лидера будут сопровождать министры иностранных дел и обороны, а также глава разведывательного управления. Примерно такой же состав участников намечается и с российской стороны.
В преддверии переговоров Эрдоган (по крайней мере публично) перестал упрекать Россию в безответственности, сосредоточившись на обвинениях в адрес "кровавого режима Асада". Однако игра на повышение ставок продолжилась.
За несколько дней турки (несмотря на режим "закрытого неба") уничтожили три самолета ВВС Сирии и несколько сотен бойцов и ополченцев. А главное - принялись активно разыгрывать миграционную карту, обеспечив организованную доставку накопившихся в турецких лагерях беженцев к греческой границе, выдавая их за жертв гуманитарного кризиса в Идлибе. Цель подобного шантажа предугадать не трудно: Анкара рассчитывает, что Евросоюз испугается и начнет давить на Путина новыми санкциями. Однако история подсказывает, что в случае с российским президентом эта тактика обычно не срабатывает. А то и вовсе приводит к результатам, прямо противоположным ожидаемым.
Эрдоган уже заявил, что цель его поездки в Москву - прекращение огня в Идлибе и отвод сирийских войск и их российских инструкторов на линию разграничения, установленную в "сочинском меморандуме" 2018 года. Конечно, он был бы не против, если бы Путин вообще ушел и из Идлиба, и из Сирии, но поскольку такой сценарий невозможен, пусть хотя бы восстановится ранее согласованное статус-кво.
Зачем это нужно Эрдогану, понятно. Вопрос зачем это нужно Москве? Кремль уже шел на уступки, несколько раз останавливая борьбу с "последним оплотом террористов" в Сирии, и позволив турецкому лидеру частично зачистить сирийский Курдистан: в ходе двух операций "Оливковая ветвь" и "Источник мира" районы традиционного проживания покинули 385 тыс курдов. При этом Турция, как подчеркивают в Минобороны и МИДе, своих обязательств не выполнила: оппозицию не отмежевала и вывод террористов не обеспечила.
Если сейчас остановить наступление, боевики снова получат передышку, смогут перегруппироваться, вылечить раненых, а также получить оружие и подкрепление. Путин это прекрасно понимает, и на "хотелки" Эрдогана, скорее всего, не пойдет. Приемлемый для Москвы результат переговоров - согласование новой линии разграничения и закрепление за сирийскими правительственными войсками уже отвоеванных у боевиков территорий.
Чтобы заранее продемонстрировать, о чем в Кремле точно заикаться не стоит, российская полиция накануне встречи Путина и Эрдогана вошла в ключевой город Идлиба - Серакаб, контроль над которым пытались получить турки, и вывесила там родные триколоры.
Читайте также: Политолог рассказал об истерике Эрдогана перед визитом к Путину