Напомним, что ответственным за организацию общероссийского голосования по поправкам является Центризбирком, он будет контролировать, в частности, изготовление бюллетеней и их доставку на избирательные участки.
Ответственной за проведение голосования и подсчет голосов назначена Общественная палата, направляющая на участки наблюдателей. Вероятно, в круг обязанностей Общественной палаты входит также контроль над тем, чтобы местные власти не переусердствовали, принуждая граждан к голосованию, хотя по опыту предвыборных кампаний можно предположить, что львиная доля жалоб на акты подобного рода и другие нарушения поступит в Центризбирком. Он же подведет и обнародует итоги народного волеизъявления не позднее, чем через 5 дней после голосования.
Что же касается электронного голосования, то его организация будет напрямую зависеть от технических возможностей регионов.
Как подчеркнул в разговоре с «МК» источник в Центризбиркоме, электронное голосование общенационального масштаба можно будет обсуждать только после того, как решение рабочей группы станет вступившим в силу законом, а не проектом закона, как в настоящий момент. Собеседник «МК» также обратил внимание на формулировку, гласящую, что электронное голосование, многофункциональные центры и портал государственных услуг при голосовании за поправки «могут применяться», что допускает «вариативность», но не обязательность.
Насколько технически осуществимо электронное голосование, в том числе в труднодуступных районах страны.
На этот вопрос «МК» ответил управляющий партнер юридической компании 2В Антон ГОРОДЕЦКИЙ:
«Как специалист в области IT-права, могу сказать, что с технической точки зрения нет никаких препятствий для проведения выборов с применением электронного голосования по всей стране. Технических преград нет, есть лишь вопрос цены. Как в районах Крайнего Севера, на местах стоянок кочующих народов проводят голосование «на бумаге», точно также можно проводить выборы и с помощью электронных средств, которые есть в распоряжении избирательных комиссий.
Главный вопрос состоит в открытости и подконтрольности механизма подсчета голосов, передачи информации. Это самая большая проблема. Если Центризбирком может обеспечить механизмы, которые не дадут повода сомневаться в результатах выборов, исключат возможности для фальсификации, накрутки голосов и любого другого вмешательства в результаты выборов, то такая система будет хороша, и рано или поздно мы к ней придем, поскольку живем в век информатизации. Будущее за электронными выборами.
Но, насколько я понимаю, Центризбирком пока не может обеспечить абсолютную прозрачность избирательных процедур, хотя на голосовании за поправки к Конституции механизм электронного голосования стоит попробовать применить для того, чтобы создавать, анализировать и совершенствовать подобные технологии. При этом применять их на президентских или парламентских выборах пока, думаю, преждевременно».