МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Сослуживец рассказал о последних днях маршала Язова: «Зла не держал»

Александр Каньшин: «Был великодушным и понимающим»

О последних днях маршала Язова рассказал «МК» гендиректор Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР) Александр Каньшин, который тесно общался с ним в последние годы. По словам Каньшина, Дмитрий Тимофеевич был окружен заботой и вниманием со стороны членов семьи, друзей и государства, много и увлеченно работал и никогда не таил обид и злобы.

Фото: Наталия Губернаторова

-Давно вы знакомы с Язовым?

-С Дмитрием Тимофеевичем Язовым я познакомился во время службы в советских Вооруженных силах, когда он был Министром обороны СССР, а я – начальником отдела, помощником по комсомолу Сухопутных войск. Затем мы периодически встречались на различных совещаниях, заседаниях Коллегии Минобороны, военных советах. Но близко познакомились, и я узнал этого замечательного человека в 1999 году, когда Дмитрий Тимофеевич Язов стал членом Совета директоров нашей Ассоциации.

-Какое он на вас произвел впечатление?

-Уже первое близкое общение с этим человеком показало, что это незаурядный, одаренный во всех отношениях человек. Глыба. Он был маршалом из народа и, по существу, народным маршалом. Помню нашу совместную поездку в Северо-Кавказский военный округ, в Ростов-на-Дону, встречи с ветеранами, военнослужащими, посещение Ростовского военного госпиталя, где в то время лечились более трехсот раненых наших ребят из Чечни. Помню, с каким восторгом на него смотрели все ветераны и молодежь, и гражданские военные. Это были незабываемые встречи. А потом были поездки во Владикавказ, Волгоград, Орел, по всей стране, за рубеж. И везде его встречали с любовью, с надеждой.

-Дмитрий Тимофеевич так много работал, несмотря на свой преклонный возраст?

-Он постоянно работал. Каждый день, когда мог, выезжал в Минобороны, там писал, выступал с докладами. Очень много занимался историей, особенно Великой Отечественной войны и очень много об этом книг написал. Он вообще любил писать книги, много собрал материалов о войне, участником которой был, об армии. Я думаю, мы еще его архивы разберем, там много ценного.

Его выступления с докладами на научно-практических конференциях, посвященных Великой Отечественной войне, разговоры с командующими, руководством Министерства обороны, с простыми жителями городов, где мы с ним бывали, оставляли неизгладимое впечатление.

И неслучайно в 2002 году на одном из заседаний Коллегии Министерства обороны президент России Владимир Владимирович Путин обратился к нему: «Дмитрий Тимофеевич! Вы много ездите по стране. Может быть, вы хотите что-то сказать о состоянии Вооруженных сил, привнести какие-то предложения?».

Дмитрий Тимофеевич приехал после коллегии домой и позвонил мне: «Александр Николаевич, сейчас состоялся вот такой разговор. Значит, президент читает наши письма, которые мы ему направляем». Мы после каждой поездки готовили обобщенный материал и направляли в адрес президента, администрации, правительства. С предложениями по различным сферам жизнедеятельности Вооруженных сил. Я ему сказал: «Дмитрий Тимофеевич, только что по всем телеканалам показали фрагмент вашего диалога с президентом».

Этот разговор не остался незамеченным для общества, для государства. С тех пор на Дмитрия Тимофеевича стали по-другому смотреть и руководители субъектов Федерации, которые, не скрою, длительное время, порой следуя политической конъюнктуре, избегали с ним встреч.

-Ему ведь пришлось пережить обвинение в госизмене, арест. Впоследствии он был реабилитирован. Но, наверное, такое не забывается?

-Он мне рассказывал, как два года сидел в «Матросской тишине» (неофициальное название следственного изолятора №1. - «МК»). Рассказывал, и как его выселяли из квартиры, в которой он жил в одном подъезде с Горбачевым. Когда он находился в «Матросской тишине», к его супруге приехали, сказали, что надо освободить квартиру. Пришлось освободить.

-Но никаких обид у него не было. Это был фундаментальный человек — не злопамятный, не обидчивый. Как любая глыба, фигура эпохальная, человек смотрящий в будущее и понимающий, что жизнь не может быть без проблем. Прощающий и великодушный человек. Мы много раз встречались с теми, кто его предавал, давал на него показания, у него не было никакой злости или обиды.

-Где Дмитрий Тимофеевич жил в последние годы?

-Квартиру на улице Александра Невского, где он в последние годы жил, ему уже мэр Лужков выделил, когда узнал, что он остался без жилья. Хорошая квартира — уютная, достойная маршала.

-Вы навещали маршала, помогали ему. Как он держался в последнее время?

-На здоровье Дмитрия Тимофеевича, конечно, сказывались и перенесенные им ранения, и суровая жизнь, и психологические стрессы. Он ведь потерял двух жен, сына, внука, маленькую дочку, которая погибла еще в младенчестве. Бывало такое, что в госпиталь его привозили на коляске, а уходил он через семь - десять дней своими ногами. Дмитрий Тимофеевич мужественно держался. Настолько он сильный и мужественный был человек, что всегда находил в себе силы не обременять окружающих.

-Кто о нем заботился?

-Его дочь Лена всегда находилась с ним, внуки приезжали. Министерство обороны его окружало вниманием - ему была выделена патронажная служба, у него был личный адъютант. Наша Ассоциация выделила ему персональную служебную машину с водителем, которая была с ним круглосуточно. Он всегда был чистенький, аккуратный, ухоженный. В его квартире всегда было много людей было, он многих принимал.

Первые лица государства ему уделяли особое внимание. Президент его поздравлял и награждал. А в начале февраля министр обороны Сергей Шойгу приезжал к нему на квартиру, вручил орден «За заслуги перед Отечеством». Все это говорит о том, что вокруг Дмитрия Тимофеевича много было внимания. Он заслуженный человек.

-Какие увлечения были у Дмитрия Тимофеевича, которые скрашивали ему последние годы жизни?

-Человек он был разносторонний. Но таких увлечений, как футбол, рыбалка - у него не было. Он все время был погружен в работу. Из увлечений — военная история, история войны, которую он пережил сам. А еще он очень любил поэзию и сам писал стихи очень здорово.

Помню, как в 2003 году мы поехали с ним под Петербург, где на одном из кладбищ была похоронена его маленькая дочь, которая в младенчестве по неосторожности соседки по квартире упала в кипяток и погибла. Мы долго стояли у могилы. Он рассказывал, что он пережил. А потом мы поехали на могилу моей дочери в Москве, на Донском кладбище. Тоже долго стояли у могилы. А потом он написал стихи об этом событии, передал их мне. И это настолько трогательно было, я их храню.

Дмитрий Тимофеевич очень любил детей, свою семью. Один из его внуков — Олег, является также внуком маршала Лосика. Очень интересный, развитый мальчишка. Но — гражданский. Мы как-то сидели с Дмитрием Тимофеевичем и зашел Олег. Я спросил: ты кто такой? Он говорит: я внук Дмитрия Тимофеевича. Мы разговорились. Я спрашиваю: а ты почему не стал военным? Пошел бы по династии, у тебя два деда маршала. А он отвечает с юмором: «понимаете, поскольку у меня два деда маршала, то я, наверное, службу должен был начинать с генерал-майора».

Семья у Дмитрия Тимофеевича вообще замечательная. Как мне кажется, свои последние дни он прожил очень счастливо с надеждой на будущее страны, своей семьи, в воспоминаниях, в окружении друзей. Я думаю, что он уходил с легким сердцем.

И навсегда останется в памяти народа как великий гражданин своей страны.

В Минобороны РФ сообщили, что похороны маршала Дмитрия Язова пройдут 27 февраля 2020 года на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах Московской области. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу назначен председателем комиссии по организации похорон.

Читайте также: «Шойгу о маршале Язове: «Истинный офицер и настоящий патриот»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах