Начавшееся в декабре наступление армии Сирии, которое позволило разгромить боевиков и освободить от них значительные районы на территории страны, вызвало негодование турецких властей. В Анкаре заявили, что наступление сирийских войск несет смерть мирным жителям, возложив при этом часть вины на Россию, как гаранта соглашений о перемирии в Сирии. Это спровоцировало охлаждение в отношениях между Турцией и Россией, поставив их едва ли не на грань открытого конфликта.
Самым ярким маркером разлада между Россией и Турцией стало то, что транспортные российские самолеты перестали использовать турецкое воздушное пространство для сообщения с сирийской группировкой. Согласно данным сервиса мониторинга воздушного пространства, борта ВКС России теперь прибывают в Сирию и возвращаются домой через Каспийское море и воздушное пространство Ирана и Ирака.
Сейчас Турция и Россия ведут переговоры по ситуации в Сирии. Турция настаивает на том, что сирийские правительственные войска должны оставить все отбитые в ходе наступления территории и передать их под контроль «оппозиции» - то есть джихадистских формирований, усиленных турецкими войсками. А все предложения России отвергаются — Турция называет их «неприемлемыми».
Между тем, турецких воинских соединений в Сирии с каждым днем становится все больше. По оценке экспертов, изучивших опубликованные в сети данные, включая репортажи и данные аэрофотосъемки, их общая численность - несколько тысяч военнослужащих при поддержке бронетехники и артиллерии. Часть турецкой бронетехники была передана боевикам джихадистских группировок и использовалась в нападениях на позиции сирийских войск.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что если до конца февраля сирийские войска не оставят занятые районы, Турция будет «решать по-другому».
«Турция завершила подготовку для того, чтобы реализовать свой план по Идлибу, как мы это делали в предыдущих операциях. Говоря откровенно, операция в Идлибе является лишь вопросом времени. У режима ( правительства Башара Асада — «МК») остались считанные дни на то, чтобы прекратить свою агрессию в Идлибе и отступить к территориям, определенным в сочинском соглашении. Это - наше последнее предупреждение» - заявил Эрдоган в турецком парламенте.
Ситуация усугубляется тем, что в рядах сирийских войск находятся российские военные советники. Как отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Вооруженные силы России будут продолжать оказывать поддержку Сирии в боях с террористами.
Таким образом, российские и турецкие войска оказались на грани прямого конфликта, вероятность которого оценили эксперты «МК».
-Я слышал выступление Эрдогана, когда он говорил о «последнем предупреждении, - говорит редактор «МК» в Турции Яшар Ниязбаев. - Сам его стиль, манера речи говорят о том, что он серьезен. Именно так Эрдоган выступал перед началом военных действий против курдских вооруженных формирований. То есть, все предельно серьезно.
-Нахождение российских военных советников среди сирийских военных осложняет планы Эрдогана?
-Ситуация осложняется не только этим, но и тем, что сирийская армия - это государственные силы. То есть атака против них — это уже война между двумя государствами. Однако, не исключено, что российская сторона хочет одинаково охладить и Турцию и Асада, чтобы они столкнулись, а затем заключили перемирие. Так что, российские войска могут просто отойти, — считает эксперт.
Противоположное мнение высказал военный эксперт Алексей Леонков.
-Идет сильнейший информационный «накат» против Эрдогана, как извне, так и изнутри Турции, потому что есть силы, которые бы очень хотели начать эту войну, - говорит эксперт. - Но пока любые заявления нужно рассматривать как политическую игру. Вся «война» пока происходит в дипломатии. А если и происходят какие-то реальные боевые события, то турецкие посты в тылу сирийской армии никто не подвергает никаким опасностям. Если бы речь шла о возможном начале войны, тогда первым же возник бы вопрос: а что будет с этими постами? Но он пока не возникает, несмотря на всю военную риторику. Поэтому, я думаю, что вероятность войны пока нулевая.