Напомним, что 1 февраля патриарх Кирилл во время трапезы после посвященной 11-летию его интронизации литургии призвал молиться за то, чтобы в Конституцию было внесено упоминание о Боге. Он отметил, что большинство россиян верят в существование Бога и подчеркнул, что говорит не только о православных, но также о мусульманах и "о многих, о многих других" конфессиях. «Если в гимне может быть «Богом хранимая родная земля», почему об этом не может быть сказано в нашей Конституции?» – риторически спросил Патриарх. Он попросил у представителей других конфессий поддержки.
И патриарх ее получил. Так, председатель духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов предложил закрепить в преамбуле Конституции вклад традиционных религий в исторический, патриотический и нравственный фундамент России.
Предложение для граждан нашего светского государства включить в Конституцию упоминание о Боге достаточно неожиданное. До горбачевской перестройки все граждане считались атеистами, которые верили только в светлые идеи коммунизма. Нам говорили, что первый в мире космонавт Юрий Гагарин не видел в космосе Бога, значит его нет. В подтверждение приводили высказывания выдающихся нобелевских лауреатов-атеистов.
Только в перестроечные времена мы узнали, что Исаак Ньютон, заложивший основы классической физики, был, собственно священником. И «выводил законы физики из законов Божьих».
Нужно ли упоминать в Основном законе России Бога?
Это вовсе не возврат в средневековье или во времена инквизиции. Во многих конституциях процветающих европейских государств о Всевышнем говорится открыто. А в США имя Бога вообще проштамповано на каждой денежной купюре.
Как быть нашей стране где сегодня немало противоречий, чтобы не нарушить равновесие разных политических сил?
- С начала ХХ века во всех школах царской России были уроки Закона Божия, все ходили в церковь, а чиновники своему начальству даже приносили справки о том, что регулярно ходят на исповеди и причащаются, - говорит Алексей МАКАРКИН, политолог, заместитель директора фонда «Центр политических технологий». - Вся страна была верующей, но мы знаем, чем все это закончилось. Всплеском грандиозного беспрецедентного воинствующего атеизма.
И те, кто знал божьи заповеди и законы начали рушить храмы или равнодушно за этими действиями наблюдали со стороны.
Я считаю, что сегодня у нас сбалансированная по этой части Конституция. В ней говорится о светском характере государства, и о защите интересов верующих граждан.
Создается впечатление, что в последнее время баланс сдвигается в сторону интересов церкви — приняты законы и о возврате имущества, и другие документы. Законодательство становится более «процерковным». Много желающих из числа верующих оскорбиться некоторыми произведениями искусства и подать в суд, ввести своеобразную цензуру.
Как бы маятник не качнулся в другую сторону. Опросы показывают, что молодежь до 24 лет стала более радикальной, чем их родители, навязывание религии в ее среде вызывает отторжение.
На мой взгляд, во избежание демонстративного атеизма, эту тему лучшее вообще не трогать, оставить все, как сейчас записано в Конституции.
С такой позицией не согласен подмосковный священник.
- Как каждый верующий я был бы рад, если бы упоминание о Боге было закреплено в нашей Конституции, - говорит настоятель Сергиевского храма протоиерей отец ВИКТОР (ГРИГОРЕНКО) .- Некоторые предполагают, что с такой поправкой в стране может начаться обострение политической ситуации. Не думаю, что такое может произойти, люди погружены в свои личные проблемы. Мы, служители в провинциальных приходах, видим, что народ в последнее время заметно победнел, его помыслы занимают дороговизна цен, другие чисто житейские проблемы. Да и мы, священники, все чаще сталкиваемся с тем, что не всегда в состоянии выполнить какое-нибудь благотворительное мероприятие, поддержать ближнего. Боюсь другого: что такое упоминание Всевышнего будет просто задекларировано. Когда на бумаге одно, а на деле совсем другое. Как в сталинской Конституции - «самой демократичной в мире». А какие в то время совершались гонения и притеснения? Хочется, чтобы среди верующих людей проявились движения, благодаря которым люди приближались бы к заповедям Христовым. Хотя отец Александр (Мень) учил, что неверующих людей нет, есть непросвещенные.
Читайте также: "ВЦИОМ: россияне готовы поддержать поправки в Конституцию"