Владимир Путин заявил, что любые требования международных органов, договоры и соглашения могут действовать на территории России только в той мере, в какой они не противоречат Конституции.
Михаил Федотов считает, что к этому тезису нужно подходить очень серьезно:
- Если мы провозгласим, что наши законы выше международных договоров, то никто не будет с нами подписывать никаких договоров. Это одна из основ международного права, которое существует уже много веков.
Я думаю, президент не имеет в виду то, что Россия не будет соблюдать международные договоры. Думаю, что президент имеет в виду то, что мы сегодня уже имеем в отношениях между Россией и Европейским судом по правам человека.
Когда ЕСПЧ принимает решение, которое, по мнению Министерства юстиции, входит в противоречие с нормами российской Конституции, Минюст обращается в Конституционный суд - и КС вправе вынести заключение, соответствует это решение Европейского суда Конституции России или не соответствует, может оно быть исполнено или не может. Посмотрим, как это все будет выглядеть в виде уже нормативного текста.
При этом возникает большая трудность. Потому что есть статья 15 Конституции, которая провозглашает международные договоры частью российской правовой системы. Здесь предусмотрено верховенство международного договора над российским законом. Но в том-то и суть, что речь о законах, а не о Конституции. Таким образом к статье 15 у нас претензий не будет и нет необходимости ее трогать. Тем более, что она находится в неприкосновенной первой главе.
В поддержку предложения президента могу сослаться также на то, что написано в 125 статье Конституции, в части шестой: «Не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению». Конечно, это касается только не вступивших в силу международных договоров.
Тамара Морщакова придерживается мнения, что в области прав и свобод человека этот вопрос и так уже решен в Конституции:
Вопрос о приоритете международного права над конституционными нормами в области прав и свобод человека решен в главе второй в статье 17, которая изменению не подлежит. Потому что в области прав и свобод международный стандарт является главенствующим в силу нашего основного закона.
Есть позиция, существующая в российской Конституции в 79-й статье. И в ней говорится, что Россия может присоединяться к международным организациям и договорам, только когда участие в них не угрожает ограничениям прав человека и основам конституционного строя. Разве этого не достаточно, чтобы реализовать высказанную в послании идею? Предполагается ли дополнить эту норму - и тогда чем? Или это просто такой, я бы сказала, общепатриотический лозунг, под которым, естественно, все готовы подписаться?
Также Путин в своем послании предложил отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов через Совет Федерации по представлению президента. Сейчас прекратить полномочия судьи КС Совет Федерации может только по инициативе самого суда.
Михаил Федотов поясняет: «Принцип несменяемости судей прописан в Конституции. И здесь очень важно совместить эти два положения. Несменяемость судей с одной стороны, и, с другой стороны, возможность их отрешения, например, в случае совершения какого-то уголовного преступления. Назначает судей КС именно Совет Федерации. Поэтому здесь все логично».
Татьяна Морщакова считает, что предложение президента — это аналог процедуры импичмента: «Процедура лишения судей КС и Верховного суда полномочий и сейчас существует. Но она инициируется внутри органа судебной системы и внутри судейского сообщества.
Как я понимаю, это должно обрести какой-то более высокий уровень инициирования лишения этих судей высших судов их судейского статуса. Это, на самом деле, аналог процедуры импичмента. За процедуру импичмента по вопросу лишения судей полномочий у нас давно все высказываются. Очевидно, возможная процедура импичмента через Совет Федерации должна вызывать большее уважение к статусу судей».
Читайте материал «Медведев и все правительство подали в отставку»