Позеленевшая Украина
Центральным событием 2019 года стали выборы на Украине — сначала президентские, а затем парламентские. Оба избирательных цикла закончились оглушительной победой юмориста Владимира Зеленского и практически полным крахом Петра Порошенко и правящей коалиции. Правда, при этом практически никто не обратил внимания на то, что у «кандидата от народа» нет никакой стратегии развития республики и команды, а его заявления часто противоречат друг другу.
В результате новое правительство Украины сформировали из неолибералов, которые дали понять, что Арсений Яценюк вел страну правильным экономическим курсом, но в дело вмешалось слишком много коррупционеров. Закон о тотальной украинизации отменять не стали, курс на евроинтеграцию и вступление в НАТО тоже оставили без изменений. Зато взяли курс на продажу украинской земли. Это уже привело к столкновению радикалов с полицией в центре Киева, но президент Украины решительно настроен довести начатое до конца.
Из новшеств в политике Зеленского можно отметить шаги по разрядке в Донбассе и в отношениях с Россией. В частности, Киев договорился с Москвой по газу, вернул своих моряков и корабли, плененные в Черном море в конце 2018 года, провел демилитаризацию в трех районах на линии фронта с ДНР и ЛНР. Тем не менее первый с 2016 года саммит «нормандской четверки» не привел к каким-то значимым результатам.
В результате этих противоречивых действий рейтинг Зеленского, который весной находился на уровне 72%, осенью упал до 53%, но зимой снова подрос до 63%. То, насколько новый президент оправдывает ожидания украинцев, «МК» выяснил у члена Общественного совета при МИД Украины Андрея Бузарова:
— Если брать политику Зеленского в целом, то она очень противоречивая. Где-то его поддерживают, где-то критикуют. Но в общем он удовлетворяет потребности украинцев. Главной проблемой для страны сегодня является не президент, а то, что верхушка власти сменилась, а ее среднее звено осталось прежним. По сути, вся исполнительная власть состоит из людей Порошенко — это зам. министры, начальники департаментов и так далее. Пока непонятно, как режим будет очищаться, но это должно стать главной задачей Зеленского в 2020 году.
Что касается Донбасса, то за полгода правления Зеленский сделал в этом направлении больше, чем Порошенко за все 5 лет своего правления. Поэтому все, кто хочет мира, воспринимают его положительно. Однако быстрого урегулирования конфликта быть не может. Люди, которые в это верят, находятся в плену иллюзий.
Из Астаны в Нур-Султан
В марте 2019 года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что передает свои полномочия Касым-Жомарту Токаеву. В знак признательности новый глава государства переименовал столицу республики из Астаны в Нур-Султан. При этом было объявлено, что никаких кардинальных реформ во внутренней и внешней политике страны проводиться не будет. Между тем Назарбаев не ушел из политики, а отступил на заранее подготовленное место главы Совбеза Казахстана. Фактически в Казахстане оказались два главы: первый президент с его непререкаемым авторитетом и второй президент, который во всем советуется с первым.
Год для Казахстана выдался тяжелым. Во-первых, по республике прокатились массовые акции протеста, сначала против переименования столицы в честь Назарбаева. Во-вторых, казахстанцы ответили протестами на президентские выборы, в которых, кроме Токаева, никто всерьез на власть не претендовал. В-третьих, возле города Арысь взорвался арсенал, в результате чего пришлось эвакуировать населенный пункт, с последствиями ЧП боролись 4 дня. Впрочем, режим выстоял, и теперь Токаев призывает чиновников больше прислушиваться к рядовым жителям Казахстана.
О передаче власти в Казахстане «МК» рассказал Станислав ПРИТЧИН, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН:
— Пока мы можем говорить только о первой стадии транзита власти в Казахстане. Формально глава государства сменился, но ключевые рычаги влияния остаются в руках Назарбаева. Он остается главой Совбеза и правящей партии «Нур-Отан», а неформально он обладает большим авторитетом в обществе. Усиление Токаева начнется в том случае, если Назарбаев отойдет от политики по естественным причинам или самостоятельно примет такое решение, хотя пока предпосылок к этому не видно.
Если анализировать причины, по которым Назарбаев решил отказаться от президентской власти, можно заметить, что сразу после транзита он пропал из политической жизни. Было видно, что ему на какое-то время было необходимо сконцентрироваться на своем здоровье, семье и так далее. Накопившаяся усталость была очевидна для всех. Прошло время, он отдохнул, пришел в хорошую физическую форму и вновь переполнен идеями и энтузиазмом. Он даже не исключает для себя возможность вернуться в президентское кресло, если решит, что Токаев не справляется с президентскими обязанностями. Хотя для Казахстана это будет не лучшим вариантом, республике нужны обновление элит и толчок к дальнейшему развитию.
Союз двух независимых государств
В 2019 году Союзному государству России и Белоруссии исполнилось 20 лет. В Москве строили амбициозные планы по созданию наднациональных структур для дальнейшей интеграции двух стран в рамках конфедерации, но Минск решил сосредоточиться лишь на экономическом сближении. К концу года в этом направлении удалось найти общий язык: правительства двух стран сообщили о 30 «дорожных картах» почти во всех сферах экономики, которые помогут в ближайшие годы достичь сближения по налогам, таможенным сборам, в военной и социальной сфере и так далее.
Параллельно белорусские националисты начали раскручивать миф о том, что Кремль собирается превратить соседнюю республику в свой федеральный округ, с другой стороны, российские «патриоты» начали обвинять Белоруссию в заигрывании с Западом, продажности и так далее.
Судя по последним заявлениям Лукашенко, Союзное государство все же не развалится. По его словам, создание крепкого Союза — обязанность Белоруссии и России.
О том, как строятся отношения Москвы и Минска, «МК» рассказал белорусский политолог Александр Шпаковский:
— В белорусско-российских отношениях происходят процессы, которые без преувеличения можно назвать историческими. От завершения переговоров по интеграции зависят отношения двух государств на долгосрочную перспективу, так как последний раз процессы строительства белорусско-российского союза столь серьезно интенсифицировались 20 лет назад.
При этом тогда, в 1999 году, драйвером сближения выступал Минск, сейчас инициатива принадлежит российскому руководству. Между тем будет неверно считать, что Беларусь не заинтересована в интеграции, так как белорусская сторона активно включилась в обсуждение «дорожных карт» в расчете на достижение своих целей по обеспечению равных цен на энергоносители, полноценного доступа на рынок РФ для продукции и пр. Но как раз в этих сферах, особенно в топливно-энергетическом секторе, отмечаются наибольшие противоречия, иные же «дорожные карты» по направлениям интеграции в основном согласованы.
Однако нужно отметить, что нефтегазовые споры не оказывают принципиального воздействия на решение об интеграции, скорее замедляют скорость этих процессов, снижают эффективность. Кроме того, процесс интеграции очень плохо обеспечивается информационно, что позволяет спекулировать на теме Союзного государства зарубежным оппонентам белорусско-российского сближения, националистическим кругам двух стран, различным конспирологам и некомпетентным публицистам.
Молдавия: курс на сближение
В феврале 2019 года в Молдавии прошли парламентские выборы, в результате которых пала гегемония Демократической партии олигарха Владимира Плахотнюка. Правящую коалицию сформировали Социалистическая партия действующего президента парламентской республики Игоря Додона и блок ACUM, который выступает за неолиберальные реформы, евроинтеграцию и так далее. Правда, уже в октябре коалиция распалась, и Майя Санду была вынуждена покинуть правительство, оставив пост премьер-министра «социалисту» Иону Кику. Несмотря на то что у президента Додона нет большинства в парламенте, избавившись от Плахотнюка, который теперь скрывается за границей, президент Молдавии чувствует себя уверенно как никогда. Фактически он остался единственным сильным политическим лидером в республике и собирается вести ее на сближение с Россией. В 2020 году страны планируют подписать больше 10 соглашений о сотрудничестве.
Удастся ли Додону осуществить задуманное, «МК» рассказал Игорь ТУЛЯНЦЕВ, молдавский политолог:
— Ни для кого не секрет, что Молдавия управляется внешними игроками. Свержение власти Плахотнюка в республике называют «революцией послов». Коллективный Запад и Россия договорились и решили сделать новым премьер-министром Майю Санду. Затем коалиция «социалистов» и ACUM распалась, и Додон назначил формально своего премьера. Однако это вовсе не значит, что президент всех переиграл и взял курс на Москву. Сегодня у правительства точно такая же проевропейская риторика, как и при Плахотнюке, были оставлены все программы его кабинета министров и так далее.