На заседании комиссии по экономической и социальной политике, которое прошло в понедельник, 23 декабря, эсер Михаил Тимонов задал разумный вопрос: как насчет денег?
— У нас есть зарплатный фонд: 139 миллионов рублей. Как вы смотрите на то, чтобы перераспределить деньги поровну между всеми депутатами? Нас 45 человек, получится зарплата 257 тысяч рублей в месяц каждому. В общем-то, этого достаточно.
И сразу же получил сухой формальный ответ: это невозможно, потому что в соответствии с законом города Москвы... мол, вы и сами знаете, товарищ депутат!
Безусловно, знает... И все мы знаем: в соответствии с законом города Москвы «О статусе депутата Московской городской думы» депутаты, работающие без отрыва от основной деятельности, не получают денежного вознаграждения. Деньги положены только тем, кто работает «на профессиональной постоянной основе» — то есть это спикер, вице-спикеры и председатели отраслевых комиссий. Деятельность остальных, очевидно, считается непрофессиональной и непостоянной — так, пришли пару раз в неделю, поболтали о чем-то на очередном «круглом столе», встретились с жителями... Кружок по интересам, который можно посещать в свободное время, ну а деньги зарабатывать где-нибудь еще.
Тимонов — не единственный, кто об этом спросил. Еще на первом заседании думы нового созыва в сентябре представители оппозиционных партий говорили: денежный вопрос рискует испортить депутатов, поэтому нужно его обязательно решить. Такого мнения придерживаются вице-спикер Николай Губенко, Елена Шувалова, Олег Шереметьев и главный «яблочник» Москвы Сергей Митрохин.
— Чтобы депутат хорошо выполнял свои обязанности, он должен иметь денежный оклад. Только так он сможет полноценно работать на благо избирателей, — резюмировал Митрохин еще тогда, в сентябре. Однако реплика эта спровоцировала только возмущение: вот, мол, не успел избраться — и сразу о своем кармане думает!
Но сейчас коллегу Тимонова решил поддержать Олег Шереметьев — но весьма своеобразно.
— Мы же не просим большой зарплаты! Нас вполне устроила бы названная сейчас, а то и вдвое меньше, — высказался Шереметьев.
Ну зачем же так неаккуратно, депутат Шереметьев?.. Ваши слова ведь мигом разлетятся по соцсетям, а в соцсетях — избиратели, и в их картине мира цифра «257 тысяч» никак не ассоциируется с понятием «небольшая зарплата». Не будем рассуждать, что можно купить на 257 тысяч — просто вспомним незначительную деталь. Минувшим летом москвичей спросили: какую заработную плату они считали бы для себя справедливой? Результат (разумеется, средний по городу) — порядка 100 тысяч. Более того, и реальная средняя зарплата в Москве, по последним данным, — чуть более 80 тысяч рублей. Выходит, у депутатов представления о справедливости иные?
Нет, конечно, если сравнивать с доходами коллег из федерального парламента, то пожелания и вправду скромные — там-то средняя зарплата составляет около 400 тысяч рублей... Вот только для избирателей это сравнение — как красная тряпка.
Любой труд должен быть оплачен? Безусловно. Депутат Мосгордумы — это не хобби? Конечно. Только загвоздка — о благих намерениях-то все быстро забудут. Ведь забыли же о том, что до 2014 года зарплату вообще-то получали все 45 депутатов — это уже дела давно минувших дней! Зато про 257 тысяч — не забудут: цифру проще запомнить, особенно в сочетании с эпитетом «небольшая».
Читайте также: «Верни колбасу, все прощу»: Путин пошутил над полпредом Устиновым