- Хотите дать свисток? - вежливо предложил машинист забравшемуся в кабину Владимиру Путину. Президент отказываться не стал и с силой нажал на красную кнопку. Дымок. Скрип колес. Поехали! Первым по Крымскому мосту из Керчи в сторону Тамани двинулся не обычный поезд, а рельсовый автобус или, как говорят железнодорожники, мотриса - состав из тепловоза и двух вагонов
- Почему вид такой усталый? - пока состав набирал скорость, поинтересовался Путин у главного строителя моста Аркадия Ротенберга, также приглашенного в кабину. «Спал плохо», - буркнул предприниматель.
Глава Минтранса Евгений Дитрих между тем разливался соловьем, расхваливая уникальные характеристики железнодорожного полотна и возможности, которые открываются в связи с запуском движения. Впрочем, о главной проблеме министр тоже не умолчал, признавшись, что мост сдали без электрификации, а поэтому вагоны придется возить по старинке тепловозами.
"Мы, конечно, закупили современные тепловозы, но Крым - это же наша витрина! А они дымят! Это совсем не то!" - переживал Дитрих. Путин с ним согласился, хотя попутно выяснилось, что электрифицировать придется не только сам мост, но и часть маршрута по полуострову. И бюджету это будет стоить еще 38,8 млрд руб. Но, как говорится, куда деваться с подводной лодки?
Дмитрий Песков напомнил, что в соседнем вагоне президента с нетерпением дожидаются главные герои дня - строители. Они тоже хотят поделиться с главой государства своими мыслями и чувствами. "Ох, заболтался я!" - распереживался Дитрих, но, как выяснилось, напрасно. За оставшиеся до конца поездки пять минут строители как раз успели рассказать, что четыре года работали в сложнейших условиях, но все-таки победили. "Страна может гордиться нашим мостом!" - заверили они.
ВВП припомнил, как однажды в середине ночи ему позвонил "основной руководитель с простой русской фамилией Ротенберг". Он говорил таким голосом, что Путин его спросил: «Ты выпил, что ли?" Но оказалось, на стройке - строжайший сухой закон. А Ротенберг просто переволновался из-за очередной проблемы, которую пришлось оперативно решать. "И дальше он сказал очень хорошие слова: только русский человек может это сделать", - рассказал президент.
Один из участников встречи признался, что из суеверия не стригся, пока мост не ввели в эксплуатацию. И только недавно позволил себе сходить в парикмахерскую. "Вас постригли как следует. Скоро и меня так постригут", - пошутил Путин, глядя на голову собеседника, на которой практически не осталось растительности.
По словам президента, такие уникальные профессионалы и просто хорошие люди без работы после завершения крымской мегастройки, разумеется, не останутся. Их ждут, как минимум, три больших моста - в частности, через Суру и Свиягу. Туда же, по всей видимости, сможет перебраться и кот Мостик, который, как выяснилось, хочет остаться символом и тоже заинтересован в новом трудоустройстве.
На импровизированном митинге около станции "Тамань", куда примерно через 20 минут после начала движения по Крымскому мосту прибыла мотриса, Путин заявил, что Россия в очередной раз восстановила историческую справедливость. Поезда из Санкт-Петербурга в Севастополь начали ходить 145 лет назад, и это сообщение прерывалось всего три раза - после Октябрьской революции, во время Великой Отечественной и в 2014 году. "Теперь оно восстановлено по другому - надежному и крепкому маршруту!" - подчеркнул президент, отметив, что завершение такого уникального инфраструктурного проекта вселяет уверенность, что и другие подобные объекты "будут сделаны на таком же высоком уровне".
В этот момент на стоящем рядом экране появилось изображение питерского Московского вокзала и готовящегося к отправке поезда "Таврия". (Чтобы РЖД не попала под санкции, для крымских маршрутов подобрали специального оператора, но фирменная серо-красная раскраска вагонов осталась).
Начальник поезда доложил, что все 530 пассажиров уже расселись по вагонам. А всего на направления Санкт-Петербург-Севастополь и Москва-Симферополь продано 57 тысяч билетов с горизонтом продаж 60 суток. "В добрый час! - пожелал Путин, и увидев, что состав уже начал движение, не дожидаясь начальника, скомандовал: "Догоняйте!"
По словам железнодорожников, путь до пункта назначения пассажирам предстоит неблизкий: дорога из Питера займет 43,5 часа, из Москвы - 33 часа. Причем около 10 из них поезда будут ездить по самому полуострову - сеть там плохо развита, и чтобы попасть, например, в Симферополь, надо сначала поехать на север в Джанкой.
Цены на билеты сейчас вне сезона стартуют с 2996 руб, и более трети респондентов, опрошенных туроператорами, считают их завышенными. Сами крымчане ждут от железнодорожного моста не только новых туристов (хотя и их тоже), но, прежде всего, увеличения поставок продовольственных и промышленных товаров. Сейчас цены на них кусаются (люди неоднократно поднимали этот вопрос на встречах с Владимиром Путиным), и власти клятвенно обещали, что когда на полуостров пойдут товарняки, станет полегче.
По словам Евгения Дитриха, мост сначала надо протестировать при щадящих нагрузках и достроить досмотровый терминал. Поэтому грузовое движение планируется открыть только к 1 июля 2020 года.