Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн ввела запрет на оборот и эксплуатацию штурмовых и полуавтоматических винтовок на территории страны, сказано в заявлении новозеландского правительства. Это решение было принято после мартовского теракта в Крайстчерче. Ардерн заявила, что «хранение оружия — это привилегия, а не право».
Напомним, вооруженный злоумышленник устроил стрельбу в двух мечетях в городе Крайстчерч, в результате которой погибли 51 человек, еще столько же пострадали. Нападавший, 28-летний австралиец Брентон Таррант, вел в соцсетях трансляцию атаки, которую премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн назвала терактом. В ходе нападения террорист использовал помимо прочего две полуавтоматические винтовки.
Более 56000 единиц огнестрельного оружия, включая полуавтоматические винтовки и винтовки с магазином большой емкости, было собрано полицией в рамках программы его выкупа, которая была разработана министерством полиции страны.
В апреле правительство объявило, что это оружие аналогично тому, которое использовалось для убийства 51 человек в теракте. С тех пор владельцам огнестрельного оружия, попавшего под запрет, было предложено сдать его для уничтожения примерно на 650 мероприятиях по сбору, где они получили компенсацию в размере 95% стоимости от розничной стоимости или меньше. Схема выкупа заканчивается вечером в пятницу, 20 декабря. Министр полиции Новой Зеландии Стюарт Нэш предупредил владельцев, что «часы тикают, чтобы оставаться на правильной стороне закона». Некоторые исключения были сделаны для полиции и других сил безопасности. Согласно новому законодательству, любой, кто имеет попавшее под запрет оружие без специального разрешения, рискует попасть в тюрьму на срок до 5 лет.
Этой схемой по сдаче гражданами оружия в обмен на денежную компенсацию не исчерпывается проводимая в Новой Зеландии оружейная реформа. Правительство уже предложила вторую часть ограничительных мер. Они включают введение регистрации огнестрельного оружия, которая позволила бы отслеживать каждый ствол в стране и дала бы гарантию, что только «подходящий и правильный человек» может иметь лицензию на оружие. Соответственно, полиция получит возможность исключить получение такой лицензии людям, обвиненным в насильственных преступлениях, имеющим проблемы с психическим здоровьем, имеющих склонность к суициду и т.д.