Во вторник, 17 декабря, коллегия из трех человек в особом суде вынесла приговор о смертной казни бывшему диктатору, генералу Первезу Мушаррафу по делу о государственной измене.
Экс-лидер был осужден за приостановление действия Конституции и введение чрезвычайного положения в стране в 2007 году. Приговор, первый в своем роде в истории Пакистана, вызвал неоднозначную реакцию политиков, журналистов и представителей гражданского общества: одни выразили удивление, другие приветствовали судебную власть. Издание Dawn.com заявило, что это «действительно историческое постановление. Впервые военного правителя осудили за измену в Пакистане». Все дело в том, что военные доминировали в пакистанской политике более трех десятилетий, и именно поэтому этот вердикт должен иметь далеко идущие последствия. И хотя реальный приговор пока не вынесен, потому что Мушаррафа на данный момент нет в Пакистане, однако это нисколько не умаляет тот факт, что это «исторический приговор».
Еще один не менее важный фактор, о котором не стоит забывать, заключается в том, что Мушарраф был осужден только за введение чрезвычайной ситуации 3 ноября 2007 года, но не за первоначальный переворот 12 октября 1999 года. Поэтому будет непросто избежать напряженности, которую может вызвать данный приговор. Эксперты предсказывают , что правительство может даже оспорить его в верховном суде. Издание Dawn утверждает, что, несмотря ни на что, это решение было «принципиально новым».
И новаторским оно является во многих отношениях. Во-первых, оно устанавливает очень сильное правовое сдерживание против будущих вмешательств, при которых действие конституции может быть приостановлено. В этом случае такое решение способствует укреплению конституционной демократии в Пакистане. Во-вторых, это повышает статус судебной власти как опоры государства, которая с каждым днем становится все сильнее. В-третьих, решение способствует установлению большего институционального равновесия в различных столпах государства. В-четвертых, оно подтверждает концепцию гражданского превосходства, пусть даже символически.
Постановление может быть обжаловано в Верховном суде Пакистана, у суда есть возможность отложить смертный приговор до окончательного рассмотрения апелляции.
Напомним, что Первез Мушарраф пришел к власти в 1999 году в результате государственного переворота. Гражданская власть в лице премьер-министра Наваза Шарифа, пыталась отстранить его от должности. Подоплека переворота очевидна: речь идет об острых разногласиях между руководством партии "Мусульманская лига", располагавшей абсолютным большинством в парламенте, и военной бюрократией. Армия не стремилась к улучшению отношений с Индией, которого добивалась гражданская власть. В мае 1999 военные спровоцировали военный конфликт с Индией. Он велся высоко в горах, в секторе Каргил на линии контроля в Кашмире. Пакистанская сторона вскоре потерпела неудачу, и правительство попыталось возложить вину за поражение на руководство армии и сделать перестановки в его рядах. Однако это не удалось. Установившееся после четвертого переворота правление военных во главе с Мушаррафом растянулось на 9 лет. Он взял на себя функции главного исполнительного лица и ввел чрезвычайное положение.
Заняв в 2001 пост президента, генерал Мушарраф организовал выборы в парламент и сумел сформировать правительство из членов поддерживающей его партии. Парламент в 2004 году учредил Национальный совет безопасности, где все ключевые решения принимались военными. Таким образом, армия снова получила правовую основу для участия в политике.
Однако уже в 2007 наступил кризис военно-парламентского режима. Мушаррафу пришлось уступить пост начальника штаба армии. В августе 2008, столкнувшись с угрозой импичмента, который могли инициировать победившие на парламентских выборах февраля того года партии, он подал в отставку.
Позже Мушарраф эмигрировал в Великобританию и вернулся в страну только в 2013 году для участия в парламентских выборах. В том же году суд в Исламабаде запретил бывшему президенту пожизненно заниматься политической деятельностью на территории Пакистана. В марте 2016-го, после того, как Верховный суд исключил экс-президента из списка лиц, которым запрещено покидать страну, 72-летний Мушарраф уехал в ОАЭ на лечение. С тех пор он находится в Дубае и, по версии следствия, скрывается от правосудия.
Читайте также: Эксперт об угрозе Эрдогана закрыть базы НАТО: «Думаю, до этого не дойдет»