В самопровозглашенных республиках Донбасса с интересом наблюдали за переговорами во Франции. После того, как президентом Украины стал Владимир Зеленский, в Донецке и Луганске начал усиливаться когнитивный диссонанс. С одной стороны, местные власти рассказывали о набирающей обороты интеграции с Россией, с другой - проводили массовые акции-обращения к Киеву с просьбой скорее выполнить Минские соглашения. При этом экономическая и политическая ситуация в ДНР и ЛНР с годами не становится лучше — зарплаты мизерные и их часто задерживают или вовсе не платят, цены высокие, руководство республик отделилось от населения и так далее. Словом, куда идти непонятно, но и здесь оставаться нельзя.
«Люди в ДНР каждый день хотят каких-то улучшений, пусть даже незначительных, а получается все наоборот. Например, очень остро стоит вопрос пересечения линии соприкосновения с Украиной. С украинской стороны нет никаких проблем, а с нашей таможенники могут заставить людей несколько часов простоять в чистом поле под проливным дождем, как скотина ожидая своей очереди. Причем даже глава ДНР Денис Пушилин говорит, что ситуация ненормальная, но сделать с этим ничего не может. Возможно, увеличение количества пропускных пунктов повлияет на ситуацию», - говорит «МК» чиновник ДНР, пожелавший остаться неназванным.
По его словам, обсуждение переговоров в Париже стихнет через пару дней, и люди вновь останутся наедине со своими проблемами. Саммит лишь повод ненадолго забыть об окружающей действительности и перенестись во Францию.
«Всем понятно, что Россия собирается отдать ДНР и ЛНР Украине, а ДНР и ЛНР при этом хотят в состав России. Но наше мнение никому не интересно... В 2014-2015 годах все в Донецке были за вступление в состав России, теперь же несложно встретить людей, которые готовы вернуться на Украину, правда, при условии, что там не будет нацистов, - объясняет «МК» чиновник. - Ну есть еще группа фанатиков, которые за войну до победного конца, но мне кажется, что это психически нездоровые люди. . Кстати, наша «партия войны» очень похожа на украинскую, они как будто родственники»
Вместе с тем источник «МК» подчеркивает, что подавляющее большинство жителей ДНР хочет как можно скорее установить мир с Украиной. Вот только мир не означает выборов. В Донецке вообще не понимают, откуда этот ажиотаж вокруг избрания районных депутатов, у которых никакой власти не будет. Совсем другое дело - прекращение обстрелов и снятие блокады. Вот от этого жизнь в регионе сразу пойдет на поправку, считает собеседник «МК».
Представитель ЛНР на переговорах в Минске Родион Мирошник в интервью «МК» оказался более оптимистичен в своих оценках саммита в Париже и его влияния на урегулирование конфликта на Донбассе:
- Завышенных ожиданий от саммита изначально не было, но мы в очередной раз получили официальное подтверждение всех членом «нормандского формата» о приверженности выполнению Минских соглашений. Это было важно, потому что на Украине сменился президент, и теперь происходит изменение взглядов на процесс урегулирования конфликта на Донбассе.
С другой стороны, Владимир Зеленский продемонстрировал массу манипулятивных вещей, которые кардинально отличаются от того, что написано в совместной заявлении лидеров «нормандской четверки». Например, Киев берет на себя обязательства работать над особым статусом и имплементацией «формулы Штайнмайера», но об этом мы уже договорились на переговорах в Минске — о нас решили просто не упоминать.
Вместе с тем так и остались в фантазиях президента Украины механизм передачи границы под контроль Киева, «муниципальная стража», появление новой стороны конфликта на переговорах в Минске, с которой Зеленскому было бы удобнее разговаривать, чем с представителями ДНР и ЛНР, и так далее. Существенный плюс, что Франция, Германия и России оказались невосприимчивы к «апгрейду» Минских соглашений, как это называют на Украине.
Ближайшая встреча Контактной группы в Минске состоится 18 декабря. Там по тональности украинской делегации будет понятно, насколько они готовы развивать договоренности, достигнутые накануне в Париже: обмен пленными до конца 2019 года, открытие новых пропускных пунктов на линии соприкосновения и обсуждение особого статуса Донбасса. Зеленский говорит, что выполнение этих пунктов не является условием для новой встречи в «нормандской четверки», но это неправда.
- Как вы относитесь к расширению наблюдательноймиссии ОБСЕ и разведению войск на новых участках?
- Все это вполне достижимо. Сначала нужно согласовать новые участки демилитаризации, затем составить график и так далее. Причем для нас очень важно, чтобы вооружение отводилось не на 1 километр, а как можно дальше. И мы заинтересованы в расширении миссии ОБСЕ на Донбассе и в том, чтобы ее представители эффективнее справлялись со своими обязанностями. К сожалению, периодически мы сталкиваемся с тем, что наблюдатели слепы — не видят нарушений или не могут четко назвать виновного.
- На саммите говорили о том, что встреча стала перезапуском переговорного процесса. Вы согласны с такой оценкой?
- Это слишком сильные слова. На самом деле «нормандская четверка» только подтвердила свою приверженность Минским соглашениям. Пока Зеленский не наладит прямой диалог с ДНР и ЛНР, прогресса в урегулировании конфликта не будет. Нужно совместно искать модель сосуществования.
Читайте также: "Выступление Зеленского в Париже разбило Украину на два лагеря"