Президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, открывая конференцию, на которую съехались ведущие мировые эксперты в области контроля над ядерным вооружениями, не скрывал опасений. По его словам, деградация стратегической стабильности в сочетании с распадом основных соглашений по контролю над вооружениями сопровождается «накоплением кризисов и войн по всей планете, которые могут привести к неконтролируемой эскалации и рискам».
«В системе без управляющих воздействий энтропия всегда возрастает, - сказал Кантор. - Или, как поясняют на бытовом уровне, в любой системе, предоставленной самой себе, порядка становится меньше, а беспорядка – больше».
Больше всего экспертов тревожит неопределённость продления Договора CНВ-3. Подписанный в свое время президентом США Бараком Обамой и президентов России Дмитрием Мевдедевым, Договор СНВ-3 ограничил для обеих сторон количество ядерных боезарядов на уровне 1550 единиц, а также определил разрешенное количество носителей ядерного оружие - по 700 межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, а также стратегических самолетов.
Кроме того, соглашение предусматривает серьезны меры траснпарентности и взаимного контроля.
Срок действия Договора истекает в феврале 2021 года. Его можно было бы продлить, и Россия призывает США к этому. Но ответного желания со стороны Вашингтона пока нет. Как нет и переговоров на уровне экспертов о возможности продления соглашения.
Все это очень тревожит экспертное сообщество, сказал Вячеслав Кантор.
По мнению специалистов, «опасность ядерной катастрофы в настоящее время выше, чем когда-либо во времена «холодной» войны».
«Эта опасность, - сказал президент Люксембургского форума, - заключается не в преднамеренном применении ядерного оружия, а в том, что война возможна из-за человеческой ошибки, системной ошибки, недопонимания или просчётов. Риски усиливаются новыми кибертехнологиями».
Есть ли хоть небольшой шанс сохранить СНВ-3? Приехавшие в Женеву эксперты считают, что некоторые предпосылки для этого есть. Об этом говорят и выводы их коллег из Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы».
По их мнению, США и Россия могли бы договориться о том, чтобы включить в СНВ-3 новую тяжёлую ракету «Сармат» и ракетный комплекс «Авангард» с планирующим крылатым боевым блоком.
«Для этого не потребуется новой процедуры ратификации Договора CНВ-3. Уже имеющийся в нём перечень всех типов вооружений сторон будут дополнен», - сказал Вячеслав Кантор.
В пользу такого подхода говорит и недавний шаг российской стороны, которая в рамках СНВ-3 продемонстрировала американским инспекторам ракетный комплекс «Авангард» с гиперзвуковым боевым блоком.
Что касается другого «путинского» оружия, которое создается в России, например, противокорабельная гиперзвуковая ракета «Циркон» и авиационная ракета «Кинжал», то они, считают эксперты, не относятся к классу стратегических.
«Кинжал» может попасть в этот класс только если его носителем станет бомбардировщик дальнего действия, но пока такие планы не были заявлены, рассказал Вячеслав Кантор.
А как относиться к словам президента США Дональда Трампа о том, что договор СНВ нужен, если только его участником будет и Китай? «Можно только рекомендовать прежде всего договориться США и России по двухстороннему формату, - считает Вячеслав Кантор. - И только после этого предлагать Китаю приемлемые для него направления сотрудничества по контролю ядерных вооружений».
Словом, эксперты за то, чтобы Россия и США продлили СНВ-3. Ну, а если этого все же не случится? В этом случае, считают в экспертном сообществе, нужна будет «подушка безопасности», чтобы мир не скатился в неконтролируемый ядерный хаос. «Например, в случае прекращения действия Договора CНВ-3 в 2021 году, рекомендовать США и России сохранить ряд положений по транспарентности из этого Договора, - сказал Вячеслав Кантор. - Уведомлять стороны о проведении пусков межконтинентальных баллистических ракет и носителей космических аппаратов, о стратегических учениях и других шагах в этой сфере».
Еще одним шагом, который снизит градус ядерной напряженности, считают эксперты, может стать отказ от мер по маскировке объектов стратегических вооружений от национальных средств космической разведки.
На конференцию в Женеву не смог приехать традиционный ее участник 92-летний экс-министр обороны США Уильям Перри. Он обратился к участникам с эмоциональным приветствием, которое вызвало овацию в зале.
«Я люблю своих 12 внуков. И я хочу, чтобы у них и у ваших внуков было будущее. Будущее, где их мир не будет опустошён ядерной катастрофой или экологической катастрофой. И поэтому я посвятил оставшиеся годы своей жизни тому, чтобы сделать всё возможное, чтобы у них было больше шансов жить в этом прекрасном мире», - написал своим коллегам Уильям Перри.
Лучше и не скажешь.
Женева, Швейцария.