Скоростная трасса "Москва - Санкт-Петербург" протяженностью 669 км - самый масштабный дорожный проект в современной истории России. И как водится, один из самых долгоиграющих и дорогих. От идеи до реализации прошло почти 20 лет. А стоимость одного километра трассы в итоге составила более 800 млн руб или 11,7 млн евро. Причем только четверть из них - внебюджетные инвестиции. (Впрочем, до участка Адлер-Красная Поляна, строившемуся в авральном режиме к Олимпиаде в Сочи, М-11 все-таки далеко. Там один километр стоил почти 5 млрд руб).
Дорогу между двумя столицами планировали открыть к Чемпионату мира по футболу 2018 года, но не успели. Да и сейчас сдают не полностью: почти 60 км в обход Твери придется ехать по старой трассе М-10 с пробками и светофорами. Тверской участок получается очень дорогим (нужно возводить мост через Волгу) и сложным, поэтому строить его даже не начинали - только проектируют.
Кроме того, на М-11 пока очень мало автозаправок и кафе (Есть, например, отрезок протяженностью 125 км, на котором вообще не встречается ни одной АЗС). А в тех, что имеются, цены кусаются.
Сам проезд по трассе тоже бюджетным не назовешь. Владимиру Путину, естественно, озвучили самый дешевый вариант для обладателей транспондеров - 1350 руб от Москвы до Питера в будние дни, 1500 руб - в выходные. У кого транспондера нет, придется платить более 2 тыс руб (Плюс сопутствующие расходы). Правда, "Автодор" обещает, что в перспективе цена сильно не вырастет, потому что плату на большей части трассы будут регулировать не инвесторы, а чиновники, и они больше 3,5 руб за км брать пока не планируют.
Владимир Путин предпочел не вспоминать о том, что магистраль не успели построить в срок. Главное - что вообще построили. "Очень приятно отметить, что мы не только что-то планируем, но и реализуем задуманное", - отметил президент, подчеркнув, что дорог подобного уровня в России еще не строили. (По его предложению некоторые причастные будут отмечены госнаградами).
Название трассы выбирали на открытом голосовании. Из 6 вариантов - "Столичная", "Радищева", "Государева дорога", "Две столицы", "Валдай" и "Нева" - сразу лидировали три последние. Больше всего голосов в итоге собрала "Нева", и чиновники спорить не стали - под этим названием М-11 нанесут на карты.
Первыми по последнему участку платной магистрали (остальные сдавались с 2014 по 2018 гг) поехали автомобили, прибывшие накануне из Москвы. На серебристый "Аурус", стоящий во главе колонны, Владимир Путин внимания не обратил (сам на таком катается). А вот фургон с разноцветными рожкАми, несмотря на ненастную погоду, вызвал приятные эмоции. "Мороженое поехало!" - с радостью прокомментировал ВВП.
Представители "Автодора" рассказали: путь от Москвы до Питера занял у участников автопробега, среди которых, кстати, были министр транспорта Евгений Дитрих, помощник президента Игорь Левитин, глава ГИБДД Михаил Черников, больше 6 часов. Но это потому, что останавливались. В принципе с разрешенной скоростью 110 км/ч это расстояние можно проехать за 5,5 часов, а весной, когда скоростной порог увеличится до 130 км/ч, время в пути будет сопоставимо с "Сапсаном".
"У нас, как известно, в России две беды. Так вот: эта дорога показывает, что мы научились уже бороться с одной из них", - не без гордости заметил спецпредставитель президента по вопросам экологии и транспорта Сергей Иванов.
"Но ваша работа на этом не закончилась, она только начинается, - предупредил губернаторов регионов, через которые проходит магистраль, президент, - Теперь трасса должна быть обустроена. Это целиком ваша задача".
Все главы пообещали, что будут стараться, поскольку дорога для них очень важна: она дает надежду на увеличение деловой активности и турпотока, снижает транспортные издержки. Но для полного удовлетворения всем нужны еще инвестиции. Например, Тверская область очень хочет построить северный объезд вокруг Твери.
Губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову нужна развязка со съездом в сторону аэропорта "Пулково". А Сергей Собянин попросил "Автодор" поторопиться со строительством ЦКАД: в противном случае весь транзитный транспорт с М-11 будет упираться в МКАД и создавать там дополнительные заторы. Владимир Путин "хотелки" губернаторов записал, но пока никак не отреагировал. Частных денег на них не найти, придется искать в бюджете. Между тем, Минтрас уже подготовил новый амбициозный проект: следующая платная магистраль будет строится от Москвы через Владимир и Нижний Новгород в Казань.
Кроме дороги, Путин в Питере ознакомился со строительством новых кораблей для ВМФ и гражданского флота. На предприятии "Адмиралтейские верфи" президенту показали новую дизельную подводную лодку "Петропавловск-Камчатский" проекта "Варшавянка". (В НАТО такие за бесшумность называют "черными дырами"). А также два корабля. Один из них - боевой корабль ледового класса получил имя "Ивана Папанина", 125 лет со дня рождения которого отмечали 26 ноября.
Путин с утра уже говорил про уникальность новой магистрали, и на верфях пришлось повторяться, поскольку "Папанин" тоже уникален: может быть и патрульным судном, и буксиром, и ледоколом. Ничего подобного в России еще не строили. А вот про другой корабль «Виктор Черномырдин» можно сказать словами его тезки: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда». Изначально закладывали ледокол, но за 8 лет строительства концепция поменялась: теперь считается, что в Арктике эффективно могут работать только атомные суда. А что делать с "Черномырдиным" - решится после испытаний.
Cанкт-Петербург.