«МК» уже писал о подготовленной на Охотном Ряду инициативе — несколько месяцев она находилась на согласовании в Росгвардии и других заинтересованных ведомствах, и лишь сейчас за подписью группы депутатов во главе с председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым («ЕР») поступила на рассмотрение в парламент.
Речь идет о ликвидации «правового пробела», пояснил журналистам г‑н Пискарев. В законе «О полиции» с 2011 года прописана обязанность сотрудников представляться и предъявлять по требованию гражданина служебное удостоверение, а в случае задержания или других мер, «ограничивающих права и свободы гражданина», разъяснять причины и основания своих действий. А принятый в 2016 году закон «О войсках национальной гвардии РФ» подобных требований к сотрудникам этой силовой структуры не предъявляет, хотя среди них тоже есть те, кто, как и полицейские, занимается «обеспечением общественного порядка и общественной безопасности» и зачастую «несут службу в единой дислокации с сотрудниками органов внутренних дел, выполняя смежные задачи».
В общем, в случае принятия законопроекта росгвардейцев обяжут в определенных ситуациях исполнять давно обязательный для полицейских при обращении к гражданам ритуал — при проверке документов, к примеру, а также при приеме или уничтожении сданного или изъятого оружия, контроле за оборотом оружия, проверке мест хранения оружия (в жилищах граждан тоже), куда росгвардеец имеет право входить беспрепятственно, и исполнении решения суда о конфискации или изъятии оружия. Объявлять себя придется и тем, кто занимается выдачей лицензий на частную детективную или охранную деятельность и контролирует ее. «Представьте себе ситуацию, когда к гражданину домой приходят проверять условия хранения оружия два человека в форме: один — сотрудник Росгвардии, другой — участковый инспектор. Участковый представляется, а росгвардеец — нет. Мы предлагаем уравнять их в данной ситуации», — сказал «МК» один из авторов — Александр Хинштейн («ЕР»). Что касается омоновцев, которые, сцепившись, перегораживают дорогу протестантам — тут подтверждать легитимность их действий и то, что они не самозванцы, не требуется, да и невозможно, уверен он. У Росгвардии сейчас 32 полномочия. В законопроекте говорится о восьми из них.
Одновременно предлагается прописать, что росгвардеец, как и полицейский, обязан «в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина». Но с важной оговоркой: ничего объяснять и разъяснять не надо, если возникли обстоятельства, связанные с «непосредственной угрозой жизни и здоровью сотрудника… или иных лиц», а также в случае угрозы наступления «иных тяжких последствий». Для участников уличных акций, похоже, мало что изменится: угрожающими тяжкими последствиями, как показывает опыт, у нас вполне могут быть признаны и выход на площадь пикетчика с плакатом в рюкзаке, и брошенная в сторону правоохранителей пустая пластиковая бутылка.
А идентифицировать участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, охраняющих важных объекты и спецгрузы росгвардейцев, решено способом, который давно уже вроде бы должен идентифицировать и полицейских: при помощи нагрудных знаков. Приказ об этом главой Росгвардии уже подписан.
После уличных протестов в Москве летом 2019 года проблема опознания особо усердствующих правоохранителей попала в центр общественного внимания. Сенатор Владимир Лукин даже вносил в Госдуму законопроект, предлагающий прописать и для полиции, и для росгвардейцев обязательное требование ношения такого знака, причем на видном месте и с хорошо различимыми цифрами. Г‑н Хинштейн надеется, что после издания приказа «эта проблема будет решена».
Изложенные в законопроекте требования касаются не всех сотрудников Росгвардии, а только тех «кто имеет специальные звания полиции и чья деятельность связана с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности», заявил г‑н Пискарев. На служащих в Росгвардии по призыву они не распространяются, уточнил г‑н Хинштейн.
Читайте также: Юмашев оскорбил покойного Примакова