— Леонид Леонидович, чем вызван этот законопроект?
— Законопроект разрабатывался в Государственной думе с конца 2017 года, его актуальность была обусловлена рядом недружественных шагов, предпринятых администрацией США в отношении российских средств массовой информации RT и «Спутник», а также американских граждан, сотрудничающих с ними. Его принятие предоставит государственным органам нашей страны набор зеркальных мер для регулирования деятельности иностранных СМИ, работающих с российской аудиторией.
— Судя по тексту, предполагается, что в законе «О СМИ» теперь пропишут, что любое СМИ получающее денежные средства и (или) имущество от иностранных компаний, граждан или даже от российских компаний, как-то связанных с иностранцами, может признаваться иноагентом. Таким образом, иноагентом может стать государственный телеканал, получающий деньги за рекламу? И вообще абсолютно любое СМИ?
— ИноСМИ-иноагенты согласно закону — это иностранные структуры и физические лица, поэтому российское СМИ не может быть признано иноСМИ-иноагентом. Вопросы иностранного влияния в отношении зарегистрированных российских СМИ регулируются другими законами — о запрете иностранцам иметь долю свыше двадцати процентов и об обязательной отчетности о получении средств из-за рубежа. Кроме того, следует обратить внимание на то, что закон устанавливает возможность признания иноСМИ-иноагентом, но не предполагает, что все, кто формально попадает под его критерии, будут ими признаны.
— Для НКО критерий включения в реестр — участие в политической деятельности, а здесь-то какой критерий?
— Согласно норме федерального закона о некоммерческих организациях НКО получает статус иностранного агента, в случае если будет доказано, что оно получает средства от зарубежных лиц и действует в том числе в интересах этих лиц. Логично этот критерий использовать и для применения предложенных поправок.
— Вы сказали, что законопроект не затронет российских блогеров и публицистов. Однако они, так или иначе, получают иностранное финансирование и распространяют информацию для неопределенного круга лиц. То есть подпадают под предложенные поправки в законопроекте.
— В каждом конкретном случае это будет определяться совместным решением Минюста и МИДа. Если будет установлено, что журналист или блогер сотрудничает с иноСМИ-иноагентами и получает от них вознаграждение в денежной или иной форме, — то он может быть признан лицом, выполняющим функции иностранного агента. Может, но не значит, что обязательно будет.
— В проекте прописано, что те россияне, которые репостнули в соцсетях продукцию СМИ-иноагентов (газет, радио или телеканалов, интернет-ресурсов, блогеров), имеют шанс получить звание просто граждан-иноагентов — если получали деньги или имущество из-за границы. Нигде не прописано, что средства от иностранцев — это вознаграждение за распространение информации.
— Исходя из позиции Конституционного суда по НКО-иноагентам, при рассмотрении подобного рода случаев необходимо будет доказывать связь между распространением материалов иноСМИ-иноагентов и получением за это вознаграждения.
— Ситуация: я в своем ФБ репостнул Навального (иноагента), а теща у меня в Вильнюсе и прислала мне носки (имущество). Меня могут включить в реестр иноагентов?
— Закон является зеркальной мерой, поэтому в значительной мере повторяет в отечественных юридических реалиях идеи американского законодательства по контролю иностранных агентов. Ориентируясь на опыт США, где закон также формально позволяет осуществлять действия по типу предложенного в вашем примере, но на практике ничего подобного не наблюдается, мы можем предполагать, что это маловероятно.
Фантазируя, такое можно представить, только если в США кто-либо будет включен в американский реестр иностранных агентов за репост RT и получение варенья от бабушки из России.
— По усмотрению Минюста после консультаций с МИДом организация или физлицо могут быть признаны иноагентом и включены в реестр, а могут и не быть признаны и включены. Не слишком ли широкое поле для применения закона?
— Наоборот, это, по сути, является защитным механизмом от необоснованных или ангажированных решений. Для включения в реестр необходимо сочетание «двух ключей» — доказанных фактов получения вознаграждения от иностранных структур и распространения продукции иноСМИ-иноагента. Министерство иностранных дел привлекается к принятию решения для того, чтобы принимаемые меры адекватно соответствовали тому давлению, которое оказывают власти зарубежных стран на российские СМИ и своих граждан, сотрудничающих с ними.
— Обещано и распространение на СМИ-иноагентов и физлиц-иноагентов тех ограничений и обязанностей, которые вот уже несколько лет несут НКО-иноагенты. Будут ли СМИ-иноагенты и граждане-иноагенты должны раз в год сдавать аудиторские отчеты, раз в полгода отчитываться о своей деятельности, ежеквартально сдавать документы о целях расходования средств и имущества?
— Согласно положениям законопроекта на иноСМИ-иноагентов могут распространяться обязанности некоммерческих организаций, выполняющих функцию иноагента, в том числе отчеты о расходовании финансовых средств. Опять же, подчеркиваю, могут — не значит будут обязательно распространяться. Что касается физических лиц, то, полагаю, для них будет предложена какая-либо адекватная возможностям отдельного гражданина форма отчетности. Во всех случаях решение по форме отчетности прерогатива Минюста.
Читайте также: Блогеров припугнули законопроектом об иноагентах