Трамп на пресс-конференции по итогам переговоров вновь связал контракт на С-400 с участием Турции в программе производства самолетов 5-го поколения F-35, а также с льготными поставками Турции американских комплексов ПВО Patriot.
Вполне возможно, что в качестве бонуса за отказ от С-400 Турции могли пообещать и другие экономически выгодные проекты. По крайней мере, до начала американо-турецких переговоров СМИ со ссылкой на источники сообщали о неких $100 млрд, которые могут светить Турции, если она откажется таки от С-400.
Пикантности во все разговоры об отказе от контракта на С-400 добавляет то, что этим летом Россия уже поставила значительную часть комплексов в Турцию, а турецкие военнослужащие уже во всю изучают российскую матчасть.
«МК» спросил о возможности аннулирования контракта на С-400 заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константина Макиенко.
-Я лично считаю, что вероятность отмены контракта уже невысокая. Но и исключать ничего нельзя, - сказал эксперт. - Моя личная 20-летняя практика в наблюдении за темой оружейного экспорта и поставок вооружений показывает, что до тех пор, пока заказчику не поставлена последняя партия имущества и пока продавцу не пришел последний транш оплаты, все может быть возвращено назад.
В этом смысле можно привести, как минимум, три прецедента, когда контракты были либо отменены, либо глубоко реструктурированы.
Один контракт связан с поставкой С-300 Кипру. Тогда под давлением турецкой стороны, в конце концов, получателем этой системы стала Греция. Было оказано настолько сильное давление на Кипр, вплоть до угроз вооруженной атаки, что решили лучше С-300 разместить в Греции. У этих стран единое оборонное пространство, тем не менее, формально получателем системы вооружений стала другая страна.
Второй пример - это алжирская история 2006-2007 годов. Тогда уже после поставки из России первых 15 самолетов МиГ-29 из 34 законтрактованных, после прохождения аванса, а, может даже, и этапных платежей, контракт был аннулирован, самолеты возвращены.
Ну, и более свежая история — с французскими вертолетоносцами «Мистраль». Под давлением США и НАТО Париж отказался поставлять корабли России, несмотря на то, что она в качестве аванса уже перевела примерно миллиард евро. Хорошо, что эти деньги были нам позже возвращены.
Так что, повторюсь, до тех пор пока сделка полностью не закрыта, как в физическом, так и в финансовом отношении, любая история может произойти.
Например, турецкие С-400 могут передать Азербайджану. Могут их складировать. Что угодно могут придумать.
Тут можно добавить, что турецкая сторона бывает очень непоследовательна в своих военно-технических контактах.
Достаточно вспомнить историю с участием в турецком вертолетном тендере нашего Ка-50-2. Она очень показательная. Сначала выиграл тендер американский вертолет «Кобра». Второе место занял наш вертолет Ка-50-2. Ему, кстати, дали имя «Эрдоган». Турки за два года не договорились с американцами по передаче технологий и аннулировали победу «Кобры». Но при этом они не купили Ка-50-2, объявили новый тендер, в котором как «чертик из табакерки» выскочила итальянская машина. То есть у них все очень непредсказуемо. Это их фирменный стиль вообще.
Кстати, возвращаясь к тендеру на систему ПВО. Хочу напомнить, что первоначально, в 2013 году, победу в конкурсе на систему ПВО большой дальности одержали китайцы. При этом турки тоже с ними не договорились по трансферу технологий. И отменили результаты тендера. Одновременно вели переговоры с европейцами, а, может, и с американцами. Так что остается только ждать, как будет решен вопрос по С-400.