30 октября в Госдуму был внесен подписанный Сергеем Мироновым, Михаилом Емельяновым и Олегом Ниловым законопроект, который предлагает убрать из Кодекса об административных правонарушений ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков, их прекурсоров, психотропных препаратов и наркосодержащих растений. Вместо административного наказания (4-5 тысяч рублей для граждан, например) справороссы считают правильным сразу привлекать к уголовной ответственности. Новая статья УК, по их мнению, должна как минимум обещать впечатляющих размеров штраф в 100-500 тысяч рублей, а если пропаганда велась в Интернете или СМИ - от 300 тысяч до 1 млн. рублей. Альтернатива - лишение свободы на срок от 2 до 5 лет за «просто» пропаганду, и от 5 до 7 лет за пропаганду онлайн и в СМИ.
Лидер «СР» Сергей Миронов заявил, что фракция таким образом всего лишь исполнила поручение президента. «Сделала работу за правительство», которому на днях президент повелел к 10 января внести в законодательство изменения, «устанавливающие уголовную ответственность за склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием сети Интернет». Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, комментируя журналистам проект справороссов, тут же заметил, что с поручением Владимира Путина он никак не связан: "Нет, это самостоятельная инициатива», - сказал он. И уточнил: правильная, та, что по поручению, ещё только разрабатывается.
Уже эти слова указывают на то, что относиться всерьез к творчеству справороссов (их фракция в Госдуме - самая маленькая, 23 депутата) не стоит. А если прочитать текст внесенного ими проекта и сопровождающие документы, становится очевидно: в ближайшие дни или недели он будет возвращен авторам без рассмотрения по чисто формальным основаниям.
Во-первых, Госдума в принципе не может обсуждать законопроекты, предлагающие изменить что-нибудь в Уголовном кодексе, если к ним не прилагаются при внесении официальные отзывы Верховного суда и правительства. «И закон, и регламент запрещают нам это»,- подтвердил «МК» глава профильного Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). У справороссов таких отзывов нет.
А во-вторых, закон вот уже несколько лет требует отдельно вносить в Госдуму законопроекты, предлагающие изменения в КоАП. В нашем же случае в одном тексте говорится и об изменениях в УК, и об изменениях в КоАП.
«Авторы - люди серьезные, с большим депутатским опытом, они не могут не знать об этих требованиях»,- считаетКрашенинников, похваливший, впрочем, коллег по палате «за быструю реакцию».
Самый «неопытный» среди подписавших законопроект - Олег Нилов, на Охотном ряду второй созыв. На вопрос «МК» о причинах отсутствия официальных отзывов он сказал лишь, что в Верховный суд документы «уже отправлены». А на вопрос о том, почему изменения в КоАП не внесены отдельно, депутат ответил так: «в двух словах это не объяснишь, а я сейчас на встрече с избирателями».
Если люди опытные, а делают всё криво-косо - значит, цели преследовались исключительно пиаровские, и главное тут - действительно «быстрая реакция». И цели эти достигнуты: все обсуждают, пресс-секретарь президента комментирует…
А знаете, как именно предлагают справороссы определить в Уголовном кодексе пропаганду или незаконную рекламу наркотиков?
«Деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица нейтрального, терпимого либо положительного отношения к таким средствам, веществам, растениям и их прекурсорам, а также их частям либо представления о допустимости их употребления, хранения или оборота.»
Формирование нейтрального отношения к частям наркосодержащих растений - преступление? И писать или говорить публично о корневой системе конопли или строении листа коки, считают справороссы, допустимо только с явно выраженными ненавистью или гневом?
Исключение они готовы сделать лишь для медицинских и фармацевтических специализированных изданий.
Остается лишь надеяться, что в законопроекте, который по поручению президента ещё только пишется, но, в отличие от справороссовского, точно будет принят, мы увидим менее обескураживающие формулировки.