Встреча Путина и Эрдогана вызвала настоящий ажиотаж у иностранных журналистов, аккредитованных в РФ. В Сочи высадился десант корреспондентов ведущих мировых агентств и телеканалов, включая Франс Пресс, Никкей, Аль Джазира, Асахи ТВ, Си-Эн-Эн и тд - всего около 70 человек. Для начала пишущей братии пришлось узнать, что вход в резиденцию президента "Бочаров ручей" охраняют не хуже, чем государственную границу: на КПП всем желающим попасть в пресс-центр необходимо было пройти через сканер "Рубеж", позволяющий ФСО заглянуть под верхнюю одежду и даже глубже. (Российские журналисты уже прозвали данную процедуру "флюорографией") Увидев сканер, иностранцы, конечно, сильно удивились. Но желание узнать подробности переговоров перевесило страх перед незапланированной дозой облучения. Тем более, что по словам охранников, она безопасна для тех, кто проходит через установку менее 200 раз в год. В самом пресс-центре мест на всех, естественно, не хватило: некоторым журналистам пришлось разместиться в коридоре, на улице (к счастью, погода на Черноморском побережье пока шепчет) и даже ... внутри встроенного шкафа. Последний раз нечто подобное наблюдалось во время визита Джона Керри в 2015 году. Кстати, одной из тем тогда также была ситуация в Сирии.
Поскольку Владимир Путин уже находился в Сочи, а Эрдоган опаздывать не привык, переговоры начались практически вовремя: сначала, помимо самих президентов, в них приняли участие дипломаты и военные советники. Однако спустя полтора часа лидеры остались друг с другом наедине. "Очень сложные будут разговоры, это очевидно. Поэтому посидят", - вздыхал атакуемый журналистами Дмитрий Песков. Следует отметить, что риторика представителей Кремля за минувшие с начала турецкой операции в Сирии 13 дней изменилась с оптимистичного "мы понимаем желание Анкары обеспечить свою безопасность" до осторожного "ситуация сложная, ей могут воспользоваться боевики". Российский МИД и вовсе заявил, что турки нарушают территориальную целостность Сирии. А ведь буквально несколько дней назад на заседании Совбеза ООН РФ отказалась поддержать проект аналогичного заявления, подготовленный США.
Владимир Путин перед началом переговоров выразил надежду, что особые отношения, сложившиеся между РФ и Турцией, "сыграют свою роль" в урегулировании кризиса и позволят найти ответ на все возникшие у Кремля "острые вопросы". "Их надо найти как в интересах Турции, так и в интересах России, и всех стран мира", - подчеркнул российский лидер, почему-то забыв про главного интересанта - саму Сирию. Впрочем, как заверил накануне его помощник Юрий Ушаков, Москва поддерживает регулярные контакты с Дамаском и уже не раз обсуждала с Башаром Асадом сложившуюся ситуацию.
В числе основных целей переговоров на высшем уровне представители Кремля и МИДа называли следующие: получить информацию о происходящем на северо-востоке Сирии, что называется, из первых уст, узнать дальнейшие планы турок (120 часов перемирия, как рассказали турецкие журналисты, истекают в 22.00 мск 22 октября - МК), выяснить судьбу нефтяных месторождений, ранее охранявшихся курдами и американцами, а также тюрем, где сидят около 15 тыс боевиков ИГИЛ. "В результате действий турецкой армии без охраны остались 8 лагерей беженцев и 12 тюрем для боевиков-иностранцев. Освобожденные террористы могут начать возвращаться в свои страны", - предупреждал накануне министр обороны РФ Сергей Шойгу. Дмитрий Песков также сообщил о намерении Путина обсудить с турецким лидером жесткие заявления, которыми обменялись Вашингтон и Анкара. По словам главы Госдепа Майка Помпео, Белый дом при необходимости будет готов применить военную силу против против Турции (которая, между прочим, является членом НАТО и следовательно союзником США). Сам Трамп ранее письменно призывал Эрдогана не "строить из себя крутого парня" и не "быть дураком", обещая в случае непослушания уничтожить экономику Турции. "Все это достаточно беспрецедентно. А письмо так вообще войдет в анналы модернистской дипломатической практики", - предрекает Песков.
Турецкий президент - крепкий орешек: раскусить его непросто - можно запросто зубы переломать. По данным "МК", Россия ставила своей задачей вернуть Эрдогана в рамки Аданского соглашения, заключенного между Сирией и Турцией в 1998 году. "Этот документ, с одной стороны, позволяет юридически обосновать операцию турок против курдов на сирийской территории. А с другой, ограничивает их аппетиты 5 километрами. Создание зоны безопасности глубиной 32 км, как хочет Эрдоган, для нас нежелательно", - поясняли источники газеты. Путин в качестве посредника должен был сподвигнуть Эрдогана пойти на уступки Дамаску: в частности, признать легитимность сирийского правительства и Башара Асада, которого он ранее называл кровавым убийцей, и восстановить дипотношения между двумя странами. В свою очередь сирийцам, по плану Москвы, придется окончательно отказаться от претензий на провинцию Хатай, которая вошла в состав Турции в 1939 году, и снова признать "Рабочую партию Курдистана" (РПК) террористической организацией. На границе, считают в Кремле, должны быть развернуты сирийские войска под гарантии российской военной полиции. При этом турки получат возможность проводить операции против РПК и YPG.
Один из самых сложных пунктов переговоров - перспективы курдского населения в составе Сирии. Россия, по словам главы МИД Сергея Лаврова выступает за то, чтобы "все структуры курдов были прочно вписаны" в новую Конституцию и в целом в правовое поле САР. Но Эрдогана такая перспектива откровенно пугает: он опасается, что автономия в будущем позволит курдам (а их в мире 40 млн человек) претендовать на создание собственного государства.