«Мы предпочитаем мир войне, – сказал глава Госдепартамента каналу CNBC. – Но в случае, если понадобятся динамические действия или военная акция, вы должны знать, что президент Трамп полностью готов предпринять такие действия». Стоит заметить, что напрямую угроза Турции главой американской дипломатии не была высказана. Однако вряд ли приходится сомневаться в том, что первоочередным адресатом заявлений Помпео стала все-таки Анкара.
Словом, полку противоречивых заявлений Вашингтона по ситуации на севере Сирии прибыло. То президент США грозит Анкаре тотальным экономическим разорением и призывает Эрдогана «не быть дураком», а прекратить свое наступление против курдов в Сирии. То Трамп объявляет о выводе американских военнослужащих, находящихся в сирийских северных районах, что расценивается как включение «зеленого света» для турецкого вторжения. То посланная Белым Домом в Турцию делегация с вице-президентом Пенсом во главе достигает с Эрдоганом соглашения о приостановке операции «Источник мира» на 120 часов (взамен на прекращение антитурецких санкций в случае успеха договоренностей).
Собственно, смысл воинственного месседжа из Вашингтона вполне понятен. Это своего рода «ответка» на не менее воинственные заявления турецкого руководства, обещающего показать «кузькину мать» курдам, если те к оговоренному сроку не покинут позиции в приграничных с Турцией районах. Белый дом пытается намекнуть туркам, чтобы те держали себя в руках после того, как истечет время приостановки (если американцы оптимистично назвали ее «перемирием», то турки более осмотрительно говорили о «паузе») их операции против курдских отрядов, считавшихся союзниками США. Сомнительно, впрочем, что Эрдоган будет сильно впечатлен озвученной Майком Помпео угрозой, прозвучавшей в преддверии сочинской встречи президентов России и Турции. Более того, вышедший за рамки статуса «послушного союзника» по НАТО Эрдоган всерьез задумывается о превращении своей страны в ядерную державу. Так что попытки запугать его из Вашингтона турецкому лидеру только на руку.
Вполне очевидно, что никаких военных ударов по Турции американцы не предпримут и предпринимать, кажется, даже и не думают. Тем более, что раньше Трамп открытым текстом заявлял, что США не будут «вписываться» за курдов («Курды не помогали нам во Второй мировой войне»). И в интервью CNBC Помпео отказался обозначить «красную линию», за нарушение которой против Анкары может быть обращена военная сила Америки. Из слов госсекретаря ясно, что Белый дом сосредоточится на экономическом и дипломатическом давлении на турок.
Но в любом случае, угроза в адрес традиционного союзника – момент примечательный. Правда, стоит заметить также, что североатлантический дух союзничества не мешал в прошлом возникновению острых моментов между членами альянса. Например, можно вспомнить целый ряд пограничных инцидентов между той же Турцией и Грецией. Но, конечно, до прямого применения военной силы, о котором говорят в Вашингтоне, дело все-таки не доходило. В конце концов, никто не отменял 5-й статьи Североатлантического договора, смысл которой сводится к принципу «один за всех и все за одного». Правда, 5-я статья не дает ответа на вопрос: «А что делать, если военный конфликт вспыхивает между членами НАТО?»
Как бы то ни было, о полноценном разрыве между Анкарой и Вашингтоном речи пока нет. Вряд ли дело дойдет и до выхода Турции из НАТО. И нельзя исключать того, что уже в ближайшие дни, успев обменяться новыми гневными и язвительными выпадами, Эрдоган и Трамп устремятся в объятия друг к другу. Ну, а как быть с громкими заявлениями и угрозами? Так это милые бранятся – только тешатся.