Что теперь грозит ФБК? Правовой статус «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента» введен федеральным законом с 21 ноября 2012 года.
Теперь ФБК, в соответствии с законом, обязан будет сопровождать публикацию своих расследований и прочие материалы (что в Интернете, что в СМИ) указанием на то, что «эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента».
Собственно, именно вокруг терминологии было сломано много копий еще на этапе принятия закона. Потому что очевидно: термин «иностранный агент» в русском языке несет негативный оттенок. Что может делать иностранный агент в России? Ну, понятно же - только вредить.
Кроме того, навальновскому фонду придется два раза в год сдавать в Минюст (допускается — путем размещения в СМИ или интернете) отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов. Отчет о целях расходов и о фактических расходах — ежеквартально. Аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — ежегодно.
За нарушение всех этих требований предусмотрена ответственность. От административной (штрафы и приостановка деятельности) вплоть до уголовной.
На каком же основании ФБК признали иностранным агентом? Минюст ограничился формулировкой: «Факт ... установлен в ходе проведенного Главным управлением Минюста России по Москве текущего контроля».
«Мы требуем, чтобы Минюст публично объяснил всем, и предоставил доказательства того, что ФБК получил хоть одну копейку иностранных денег», - отреагировал на новость Алексей Навальный.
К сожалению, это бесполезное (по состоянию на 9 октября), хотя и понятное, требование. Придется подождать минимум три дня. По действующему нормативу, Минюст обязан будет отправить уведомление ФБК не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения. В этот же срок сведения о ФБК с указанием источников иностранного финансирования должны появится в реестре иностранных агентов на сайте Минюста.
- Сама процедура включения в список иноагентов недостаточно прозрачна, недостаточно демократична. Было бы правильно, чтобы подобные списки формировались на основании судебного решения, а не на основании такого инквизиционного порядка, когда Минюст сам себе и право и суд. Но закон сформулирован именно таким образом, - говорит юрист Дмитрий Аграновский.
По его словам, ФБК сможет обжаловать решение в судебном порядке: «Минюст в суде однозначно должен будет предоставить данные об иностранном финансировании».
По закону для признания организации иностранным агентом необходимо одновременное наличие двух квалифицирующих признаков: во-первых, получение средств из иностранных источников, во-вторых - участие в политической деятельности.
И вот в плане установления факта иностранного финансирования у властей есть огромное пространство для маневра. Ибо по закону это почти всё, что угодно. И, кроме того, законодательством не нормирована не только форма получения денежных средств из иностранных источников, но и их объем. То есть получил цент — уже иностранный агент.
Читайте также: Минюст объяснил внесение ФБК в список иноагентов: "По публикациям в СМИ"