«Закон о неуважении к власти» вступил в силу 29 марта. С тех пор мелким хулиганством КоАП считает распространение в Интернете «информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ». Минимальное наказание — штраф в 30 тысяч рублей, максимальное — 300 тысяч рублей или арест на срок до 15 суток. Причем наказывается «явное неуважение, выраженное в неприличной форме», а «неприличными» судебная практика считает не только мат, но и вульгарные слова и приниженную лексику.
Автор доклада, адвокат и правовой аналитик «Агоры» Станислав Селезнев, обращает внимание на то, что объектами «неуважения» кроме президента становились также силовики и губернаторы (по три административных дела), судьи, партия «Единая Россия» и местные чиновники (по 2 дела), Конституция и госкорпорация «Росатом» (по 1 делу). Хотя и депутаты, принимавшие закон, и Кремль утверждали, что закон о неуважении не защищает губернаторов и местных чиновников, статистика говорит об обратном.
Первым случаем применения новой нормы стало дело Кирилла Попутникова из Ярославля — он разместил в Интернете фотографию оскорбительного для президента граффити, появившегося на здании регионального управления МВД.
Формально, говорится в докладе, статья 3.5 КоАП не является экстремистской, но «фактически этими делами занимаются сотрудники соответствующих подразделений МВД, а значит, с точки зрения государственной политики и бюрократии это экстремизм или «околоэкстремизм». Огромные штрафы (минимальный втрое выше, чем за участие в несанкционированном митинге, а максимальный в 7 раз выше среднемесячной номинальной заработной платы в целом по России) должны дать гражданам сигнал о большой общественной опасности подобных деяний.
Лидером среди регионов по числу возбужденных по этой статье дел стала Архангельская область (7 за лето): эксперты связывают это с накаленной вокруг свалки отходов в Шиесе ситуацией. Да и правоохранительные органы области особенно бдительно следят за соцсетями после прошлогоднего взрыва в здании Управления ФСБ… Вообще же география широка — дела возбуждались в 26 субъектах РФ.
Среди попавших под раздачу «практически нет политических активистов и публичных персон», и в основном они живут вдали от Москвы, отмечает «Агора». Почти 70% высказываний, ставших основанием для возбуждения дел, правоохранители обнаружили во «ВКонтакте». 11 дел родились по заявлениям бдительных граждан, причем как минимум в 4 случаях речь может идти об использовании закона для сведения личных счетов, говорится в докладе.
Когда закон принимался, утверждалось, что в нем заложены механизмы защиты граждан от необоснованного привлечения к ответственности: экспертиза и состязательный процесс. Но изучение обвинительных приговоров показало: в 48% случаев они обоснованы лишь признанием вины и рапортами полиции. В двух третях случаев суд обошелся без какой бы то ни было лингвистической или культурологической экспертизы. Лишь 4 дела рассматривались в присутствии прокуроров.
Судьба закона «о неуважении» зависит от того, какие выводы будут сделаны Генпрокуратурой, МВД и Роскомнадзором: к 1 ноября они должны отчитаться о мониторинге его применения. Такое поручение ведомства получили от президента после «Прямой линии» 20 июня 2019 года. Но уже летом, отмечают юристы, замечены признаки более осторожного отношения правоохранителей к использованию закона, призванного понудить граждан к самоцензуре. В методических указаниях МВД рекомендовано составлять протоколы только в тех случаях, когда публичное высказывание имеет «грубую форму»: содержит мат, порнографические, непристойные изображения, а также «неприемлемые обществом сравнительные образы и другие оскорбительные выражения». Если в мае и июне количество возбужденных дел и проверок по факту достигало 12–14, то в июле — 8, в августе — 5, а в сентябре — «только» 4…
Читайте также: Власти придумали статью за оскорбление полицейских в интернете