Подводя итог трёхсторонней встречи глав государств – гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию, президент Путин вчера, 16 сентября, особо остановился на террористической угрозе в Идлибской зоне. По его словам, контроль над ней фактически захватили аффилированные с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) радикальные группировки.
Путин сказал, что «Россия намерена поддерживать сирийскую армию при проведении локальных операций, направленных на купирование террористической угрозы там, где она возникает».
Такие операции действительно проводятся. Так, примерно три недели назад сирийская армия в ответ на атаки террористов, укрывшихся в Идлибской зоне, провела успешную операцию. Были освобождены несколько городов Идлибской провинции, в том числе Хан-Шейхун, несколко лет удерживаемый боевиками. Поддержу войскам Асада, по признанию сирийских военных, оказала российская военная авиация.
Несколько отбитых у боевиков объектов поражают воображение. Сирийские военные впервые показали их журналистам. Это подземные города-укрытия, построенные под Хан-Шейхуном.
Время понадобилось для того, чтобы исследовать протянувшиеся на десятки километров вглубь ходы, десятки капитальных сооружений, очистить небольшую их часть от мин и взрывных устройств.
Как рассказывают сирийские военные, пещерные города были вырыты сравнительно быстро, примерно за год. Их строили пленники «даиш» (так сирийцы называют запрещенную в РФ ИГИЛ). Тысячи квадратных метров помещений были превращены в удобную базу для нескольких тысяч боевиков. Бетонированные полы, выложенные кафельной плиткой стены, высокие потолки - все это в значительной мере сохранилось после взятия.
Пещеры имели централизованное электроснабжение, водопровод. Судя по капитальным сооружениям, боевики собирались воевать долго. Но просчитались. Мощные удары авиации и артиллерии не оставили боевикам никаких шансов.
Показывавший убежище дивизионный генерал Ахмад обратил внимание на обнаруженные в укрытии оружие, боеприпасы, остатки продовольствия. Кстати, многие продукты были упакованы в мешки с турецкой маркировкой.
Как все это попало в руки террористов, выяснить будет нелегко. Большинство из них погибли.
По словам генерала Ахмада, при осмотре захваченных пещер найдено немало доказательств того, что среди боевиков были выходцы из России и стран СНГ.
-Вам надо уничтожать террористов здесь, на этой земле, иначе, придется воевать с ними у себя, - говорит генерал. - Я сталкивался с такими мусульманами, приехавшими из Росси и из бывшего Союза, которые были хуже любого ИГИЛ (запрещен в РФ). Они в готовности. Чуть где-то небольшое религиозное обострение, и они тут как тут.
По словам генерала, Сирии пришлось вести войну с «террористическим интернационалом».
-Наших бандитов и преступников, которые должны сидеть в тюрьме, поддержали зарубежные боевики, которые приехали из многих стран мира, - вспоминает генерал. - Пять лет наша армия в одиночку воевала против армии террористов. Иногда через турецкую границу в день переходили к нам по тысяче и даже больше иностранных боевиков. Тут бы никаких сил не хватило. Хорошо, что Россия, Иран пришли на помощь.
В свою очередь, известный политолог Сергей Михеев, который также осмотрел укрытия террористов, обратил внимание на сделанные на русском языке полуграмотные надписи с угрозами на стенах пещер.
-Они доказывает, что мы здесь не зря. Если бы мы не боролись с террористами здесь, то они бы оказались там, в России, - сказал эксперт. - У нас периодически говорят, что все это вранье, ерунда, что мы не понятно чем занимаемся, что все это пропаганда. Но вот вам, пожалуйста, подтверждение. Эти нелюди были бы там, у нас, если бы мы не долбили их здесь.
Политолог и телеведущий Дмитрий Куликов считает, что масштаб подземных сооружений говорит о том, что «создать такое на самостоятельном партизанском творчестве абсолютно невозможно».
-Думаю, была внешняя помощь и помощь серьезная. Большие коридоры, скорее всего, строились с использованием небольших проходческих машин, - говорит Дмитрий Куликов. - Это надо было где-то взять. Обустроились серьезно, видно, планировали оставаться долго. Хорошо, что им помешали это сделать.
Провинция Идлиб, Сирия.