В XXI веке Африканский континент становится одной из наиболее конкурентных территорий. Помимо бывших метрополий Великобритании и Франции на материк стремительно начинают проникать новые игроки из Азии. Сотни китайских компаний сделали материк своим домом, развивая сферы: от производства и новых технологий до здравоохранения и «институтов Конфуция». Влиянию также подверглись медиа: более 40 телекоммуникационных сетей в 30 странах Африки принадлежат китайцам. Между тем критики амбициозной инициативы «Один пояс, один путь» утверждают, что громкие проекты инвесторов из Китая больше похожи на «долговые ловушки». Непосильный для развивающихся стран Африки государственный долг и новые экологические проблемы — результат экспансии КНР на континент.
Между тем африканское население давно превысило 1 млрд жителей и в самом скором времени, по прогнозам социологов, обгонит Азию в звании «самого молодого региона Земли». Таким образом, в перспективе страны Африки представляют собой постоянно растущий потребительский рынок, и места здесь может хватить не только Западу, Китаю, но и России.
«В последние десятилетия интерес к Африке со стороны других стран мира растет прежде всего потому, что страны материка наконец в XXI веке показывают, в отличие от предыдущих десятилетий, достаточно высокие темпы экономического роста», — сказал в комментарии «МК» заведующий Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН, директор Центра арабских и исламских исследований Александр ТКАЧЕНКО.
Эксперт также обратил внимание на то, что как Пекин, так и Москва проявляют высокий интерес к Африке: «Мировые экономические центры и новые индустриальные страны заинтересованы в том, чтобы обеспечивать себя сырьевыми ресурсами, а Африка, как известно, — кладовая самого различного сырья: от углеводородов, нефти и газа до редкоземельных металлов, золота, платины, алмазов, ценных пород деревьев, а также продовольственных ресурсов, которые дает тропическое земледелие. Это не может не привлекать повышенный инвестиционный интерес стран мира к континенту. При этом было бы неправильно говорить о том, что высокие экономические темпы Африки закрывают местные проблемы».
Новый виток в развитии российско-африканской дружбы
Важно учитывать, что если в советские времена наша страна была весьма активна на африканском направлении (континент был полем битв «холодной войны»), то с началом перестройки экономическое и политическое присутствие России в Африке практически сошло на нет. Это можно было заметить и в сокращении помощи конкретным странам, и в снижении товарооборота, и в уменьшении количества посольств РФ на территории Африканского континента по сравнению с количеством дипломатических представительств СССР. Данная тенденция, взяв свое начало в конце 1980-х, продолжалась вплоть до середины второго десятилетия XXI века. После распада СССР Москва повернулась спиной к Черному континенту, а положительные изменения в укреплении российско-африканского сотрудничества отмечаются только последние несколько лет. Американские санкции и последовавшая «изоляция» со стороны европейских держав заставили Кремль задуматься о поиске партнеров не только в Азии и на Ближнем Востоке, но и среди африканских стран. Стремясь преодолеть кризисные явления и негативные социальные, политические тенденции, такие как: вооруженные конфликты, терроризм, тотальная коррупция, межгосударственные конфликты, киберугрозы и информационные угрозы, лидеры стран континента обращаются к признанному на Ближнем Востоке «гаранту безопасности» — России.
В свою очередь, российская сторона заинтересована в получении альтернативных источников редкоземельных металлов, которые в Африке можно добыть на 20% дешевле мировых цен, так что возвращение на материк видится российскому бизнесу и государственному сектору вполне окупающим себя. Ценность российско-африканской дружбы также стала очевидна после украинского кризиса и присоединения Крыма к территории РФ: в 2014 году 58 стран воздержались от голосования по резолюции, осуждающей «аннексию» полуострова, среди них: Египет, Алжир, ЮАР, Мали, Руанда, Сенегал и Габон. Наконец, спустя «десятилетия молчания», представители российского правительства начали активно развивать диалог с Африканским союзом в вопросах борьбы с терроризмом, развития добычи природных ископаемых, ядерных технологий и укрепления торгово-экономических отношений. При этом несложно догадаться, что ключевой интерес для партнеров представляет вовсе не торговля, оборот которой едва доходит до $20 млрд в год, по сравнению с почти $200 млрд от сделок Африки с Китаем.
Пытаясь выстроить отношения с материком, Кремль использует опыт, полученный после военной операции в Сирии, тогда Россия зарекомендовала себя как страна, способная выступать в качестве «поставщика безопасности». Сегодня Москва делает упор именно на развитие военного сотрудничества. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), сегодня россияне являются ведущими поставщиками оружия в Африке (35%), опережая в этом показателе Китай (17%). Именно безопасность становится тем конкурентным товаром российского импорта, куда более интересного для африканских государств и политических элит, чем любой другой товар, поставленный из РФ. За последние четыре года было подписано около 20 соглашений в области военного сотрудничества, и эта тенденция продолжает расти. Платой за обеспечение безопасности становятся ценные природные ресурсы, которыми так богат материк. Ярким примером стала сделка, заключенная в октябре 2017 года в Сочи между лидерами России и Центрально-Африканской Республики: российские партнеры обязуются оказать ЦАР военную поддержку, в том числе обеспечить безопасность президента страны в обмен на поставку алмазов, золота и урана.
Что пугает российский бизнес в Африке?
Последние несколько лет Россия также начала укреплять свои позиции в таких областях, как экспорт продукции агропромышленного комплекса, поставки зерна. В первую очередь с проблемой нехватки сельскохозяйственной продукции по-прежнему сталкиваются страны Северной Африки, которые в большей части составляют список российских партнеров на континенте. Среди основных: Египет, Ливия, Судан, Тунис, Алжир.
Несмотря на конкуренцию с представителями бизнеса Китая или ряда западных стран, в долгосрочной перспективе экспорт российской продукции может продвигаться и на юг материка, где спрос присутствует, несмотря на бюрократические сложности, связанные с юридическими моментами.
«Говорить о том, что Россия и Китай сравнимые игроки на нынешнем континенте, я бы поостерегся по той причине, что сегодня их присутствие в Африке не равносильно. Во многом препятствием для российского бизнеса становятся бюрократические сложности, для урегулирования которых необходимо подключить государство», — отметил в комментарии «МК» старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Григорий ЛУКЬЯНОВ.
«Поставка российской продукции в регион требует взаимного признания с африканскими государствами сертификатов качества товаров, — рассказывает эксперт. — Российская система сертификации намного более жесткая, чем европейская или китайская, у нас каждый товар необходимо сертифицировать отдельно. С учетом того, что у России даже не в каждом африканском государстве есть свое посольство, в еще меньшем количестве — есть торговые представительства, чисто бумажные вопросы занимают долгий период времени. Эти вопросы могут решаться с развитием электронной документации или посредством признания всех местных правил сертификации априори, как это сделал Китай. Способы есть разные, но тем не менее сейчас, когда мы стоим на пороге возвращения России в Африку, эти вопросы пугают малый и средний бизнес. Конечно, данные вопросы в меньшей степени касаются крупных производителей, особенно работающих в сфере энергетики, добычи природных ресурсов, но являются серьезным препятствием для компаний, которые работают на экспорт конкретного оборудования, комплектующих, лекарственных препаратов. Им нужна государственная поддержка, и только тогда у них будут шансы побороться на крайне конкурентном африканском рынке».
По словам эксперта, несмотря на значительные объемы товарооборота Китая с Африкой, у России есть колоссальный потенциал в торгово-промышленной отрасли взаимодействия. После десятилетий китайской экспансии значительная часть африканских государств ищет альтернативы, которые позволили бы сдержать темпы проникновения китайцев в национальные экономики. Целый ряд африканских стран сегодня переживает крайне болезненную китайскую экономическую интервенцию, когда финансовая система страны полностью оказывается в долговой кредитной зависимости от Китая. Расплачиваться по долгам приходится национальными активами, например, это могут быть эксклюзивные права на разработку минеральных ресурсов, на строительство и эксплуатацию инфраструктуры, начиная от дорог и заканчивая портовыми терминалами и аэропортами, что является непосредственной угрозой суверенитета этих государств. Страны Африки нуждаются в альтернативных игроках, чтобы усмирить китайскую экспансию.
Запад обеспокоен
Когда почва подготовлена и основные процессы запущены, остается лишь обсудить детали возвращения России в Африку. И этот шаг произойдет уже в октябре 2019 года в рамках предстоящей встречи Владимира Путина с 30 африканскими лидерами на саммите в Сочи. К слову, приглашения на встречу рассылались от имени Президента РФ и президента Египта, Абдель Фаттах ас-Сиси (он также является председателем Африканского союза). В СМИ рассуждают о том, что роль ключевого партнера Москвы на Африканском континенте достанется именно Каиру. Несмотря на недавние шероховатости в двусторонних отношениях, связанные с безопасностью авиасообщения и пребывания российских туристов на египетских курортах, Москва и Каир — стратегические союзники по созданию региональной системы безопасности Африки. Тем более что Каир — участник переговорного процесса по Сирии и выступает в качестве одного из посредников между официальными властями Дамаска и отдельными группами оппозиции. Более того, на территории Египта создана беспрецедентная по своему формату индустриальная зона, где российский бизнес начинает активно продвигаться, обладая уникальными возможностями, которые ему дало египетское правительство. В рамках этого проекта в африканской стране планируется построить атомную электростанцию, которая станет мощным инструментом для РФ по продвижению своих интересов в жизненно важной для континента сфере.
Между тем растущая активность России и Китая на африканском направлении вызывает опасения на Западе, рассматривающем Москву и Пекин как конкурентов. Это касается как бывших колониальных держав, таких как Британия и Франция, так и Соединенных Штатов. По данным The New York Times, около 6000 американских военнослужащих и еще 1 тыс. гражданских сотрудников или контрактников Пентагона находятся в составе различных миссий в Африке, занимаясь в том числе тренировкой местных вооруженных сил и проведением учений. При этом активность на континенте России и, в еще большей степени, Китая явно беспокоит Вашингтон. Во всяком случае, в заявлениях американских политиков и высокопоставленных военных это беспокойство весьма чувствуется.
«Конкуренция из-за основных ресурсов Африки и поиск геополитических союзников отражает — более широкую битву (и является ее частью), разыгрывающуюся в мире, — делают выводы эксперты израильского аналитического центра BESA Center. — В Евразии США противостоят Китаю и России, и Африканский континент все более превращается в аналогичную сцену конкуренции этих трех игроков».
А вот что пишет президент Атлантического совета Фред Кемпе: «Когда Москва видит вакуум в Африке, оставленный Европой или Соединенными Штатами, она все чаще вступает в соглашения о торговле и бизнесе, военных продажах и сотрудничестве, а также политической и военизированной поддержке... Усилия Путина иногда терпят неудачу: Россия сделала ставку не на ту лошадь в Судане и заплатила щедро за контракт на ядерную энергетику в Южной Африке, который выглядит менее вероятным сейчас, когда Джейкоб Зума оставил власть. Однако успехи у России случаются чаще. И Россия, и Китай видят себя вовлеченными в долгую игру за положение и влияние на Африканском континенте, который к 2050 году будет иметь 25% населения трудоспособного возраста в мире и самый большой запас редкоземельных металлов за пределами Китая. Более того, его 54 страны составляют самый важный избирательный блок в Организации Объединенных Наций, предоставляя Китаю и России средства для блокирования западных инициатив».
Словом, исходя уже только из озабоченности наших западных «партнеров», можно сделать вывод: Африка нам очень нужна.